Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Гаренских Л. В. Формирующее оценивание в рамках ФГОС: подходы, принципы и техники

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Важной составляющей всего образовательного процесса является процесс оценивания результатов деятельности учащихся. В настоящее время, диктующее условия соответствия модели образования требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание должно не просто выявлять недостатки, оно должно обеспечить как непрерывность процесса совершенствования качества образования, так и своевременную и конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно быть не просто направлено на подведение итогов достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует выход на новый уровень качества образования. Поэтому речь идет не столько об изменении средств оценивания, сколько об изменении целей оценивания и понятия оценки.
Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Практически во всех разделах Государственного образовательного стандарта начального образования можно найти соответствующие комментарии. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования описываются учебные результаты, отражающие новое видение учебного процесса и требующие новых подходов к оцениванию. Такие образовательные результаты требуют построения новой системы оценивания. Действующий закон Российской Федерации «Об образовании» делает это возможным, предоставляя школе право нести ответственность за организацию и проведение текущего оценивания. Это значит, что школа выполняет обязанность по организации процесса оценивания в классе и разработке подходов, соответствующих требованиям стандарта к учебным результатам.
Само понятие «оценивание» трактуется как любой процесс, который завершается оценкой и представляет собой комплексный процесс по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания, а также по обработке и анализу данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей. Основными задачами оценивания являются прогнозирование результатов реализации методических подходов, обеспечение обратной связи, оценка степени достижения намеченных целей, а также предоставление доказательной информации для дальнейшего внедрения методических подходов.
Если говорить о функциях оценивания, то их несколько. Контролирующая функция заключается в определении достижений отдельного ученика (группы) и выявлении уровня готовности к усвоению нового материала. Учебная функция предопределяет такую организацию оценивания, чтобы его проведение способствовало повторению, изучению, уточнению и углублению знаний, систематизации, совершенствованию навыков и умений. Диагностическая функция предполагает выяснение причин трудностей, возникающих у ученика при обучении, выявление пробелов в знаниях и умениях и внесение в деятельность ученика и педагога корректив, которые устраняют пробелы. Мотивационная функция определяет такую организацию оценивания, когда его проведение стимулирует желание учащихся улучшить свои результаты, формирует положительные мотивы учения. Воспитательная функция заключается в формировании ценностных ориентаций и отношений, способствует развитию трудолюбия, активности, аккуратности и других положительных черт характера.
ФГОС предъявляют к процессу оценивания определенные требования, которые подразумевают оценивание не только достигаемых образовательных результатов и процесса их формирования, но и осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения. Сопровождающие новый государственный образовательный стандарт регламенты и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на следующих принципах:
1. Оценивание является постоянным процессом, интегрированным в образовательную практику. То есть оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.
2. Оценивание должно осуществляться по основным критериям, в качестве которых выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
4. Результаты учебной деятельности оцениваются не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в оценочную деятельность, приобретая привычку к самооценке.
Всем вышеперечисленным требованиям соответствует так называемое формирующее оценивание, цель которого – улучшать качество учения. Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие положения:
- оценивание встроено в процесс преподавания и учения;
- оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты;
- учитель и ученики вовлекаются в процесс рассмотрения данных оценивания;
- предполагается обсуждение учебных целей с учениками;
- ученик вовлекается в процесс самооценки;
- благодаря обратной связи, ученики могут наметить следующие шаги в учении;
- укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться успехов в учении.
Формирующим данное оценивание называется потому, что оно ориентировано на конкретного ученика и призвано выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования для того, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Чтобы вводить формирующее оценивание на уроке, учитель должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания.
Шаг 1. Спланировать образовательные результаты обучающихся по темам.
Шаг 2. Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности обучающихся.
Шаг 3. Сформировать задачи урока как шаги деятельности обучающихся.
Шаг 4. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности обучающихся на уроке.
Шаг 5. Оценивать деятельность обучающихся по критериям.
Шаг 6. Осуществлять обратную связь: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель.
Шаг 7. При оценивании сравнивать данные результаты достижений обучающихся с предыдущим уровнем достижений.
Шаг 8. Определить место обучающегося на пути достижения цели.
Шаг 9. Откорректировать образовательный маршрут обучающегося.
Формирующая оценка является для учащихся своеобразной «обратной связью», позволяющей им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов. Она является элементом эффективного планирования и профессиональным навыком педагога, позволяющим последнему четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу. Учитель, делая учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности, помогает ему учиться на ошибках и понимать, что важно и что получается. Он также может помочь ученику обнаружить, что тот не знает или не умеет делать.
Формирующее оценивание строится на соблюдении определенных принципов:
1.       В центре формирующего оценивания — ученик. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. Таким образом, формирующее оценивание центрировано на ученике.
2.       Именно учитель решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. То есть, оценивание направляется учителем.
3.       Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения; оно формирует учебный процесс.
4.       Формирующее оценивание осуществляется с учетом как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации. В данном случае мы говорим о том, что оценивание определено контекстом.
5.       Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Это приводит к тому, что растёт их учебная мотивация. Учитель, работая в тесном контакте с учениками, совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности. То есть, оценивание показывает себя разносторонне результативным.
6.       Оценивание – это продолжающийся непрерывный процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии.
7.       Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное качественное преподавание и с помощью механизма обратной связи позволяет учителю работать систематично и эффективно. Учитель меняет техники оценивания в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся.
Работа с техниками формирующего оценивания на любом этапе школьного обучения является непрерывной. Техника – это совокупность специальных приемов для эффективного использования того или другого метода. Под методом принято понимать основной способ сбора, обработки и анализа информации (данных). Конкретным воплощением метода является методика. Все техники и методики формирующего оценивания преследуют определенные цели, например: оценка предметных и метапредметных образовательных результатов; анализ трудностей, которые возникли у обучающихся в результате изучения темы; самооценка; анализ различных аспектов выполнения работы; анализ понимания изученного материала, умения применять на практике теоретические знания и т.п.
Одной из эффективных техник формирующего оценивания признана постановка вопросов, с помощью которых педагог определяет стартовые позиции обучающихся и учитывает их в ходе обучения. Во время наблюдения учитель оценивает, как проходит учение, наблюдает за группами учащихся по намеченному плану, поддерживает их в ходе урока. Не менее результативны следующие техники: индекс-карточки, одноминутное эссе, цепочка заметок, матрица запоминания, таблицы оценивания, карты-приложения.
Ниже приведены варианты методик, которые можно использовать для организации самооценивания учеников. Методика «Карта самоотчёта» позволит ученику проанализировать свой опыт и сделать на основе этих самонаблюдений полезные выводы. Методика «Карта оценки групповой презентации» используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся. Работа с методикой «Самооценка совместной работы» помогает формировать как коммуникативные умения учащихся, а так и навыки решения проблем и планирования своей деятельности. Методика «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Методика «Составление тестов» заключается в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Использование «Опросников самодиагностики» позволяет учителю получить информацию о том, как ученики воспринимают происходящее на уроках, включая общее отношение к уроку, предмету, к учению. Методика «Портфолио» является формой оценки по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Оценки на основе этих методик отражают более широкий круг знаний, навыков, стратегий и процессов, чем традиционные экзамены, следовательно, они требуют более глубокого понимания качества оценивания.
Очень часто понятия «методика» и «техника» смешиваются или употребляются как синонимы, что можно объяснить тем, что обе эти категории служат для эффективного использования и воплощения оценивания. Объединив эти два понятия, приходим к выводу, что они должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов ученика, то есть его умений по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Вышеперечисленные техники и методики формирующего оценивания могут применяться как в широком диапазоне школьных предметов, так и с учащимися разных возрастных групп.
Обобщая вышесказанное о формирующем оценивании, можно представить общие идеи его использования. Учителю для того, чтобы совершенствовать преподавание, нужно определить и представить ученикам учебные цели и задачи, а затем наладить обратную связь. Полученная информация сможет показать, в какой степени эти цели и задачи реализованы, и что целесообразно сделать или изменить, чтобы ученики достигли определенных уровней овладения материалом. Учащимся, чтобы совершенствовать учение, необходимо получить вовремя соответствующую обратную связь, а также научиться самостоятельно оценивать то, как они учатся. Форма оценивания, которая больше всего помогает совершенствовать учение и преподавание, – это формирующее оценивание, эффективная инновационная технология, обладающая широким ассортиментом техник и методик. Данная технология позволяет соотнести оценочную деятельность педагога и ученика, выступающих в таком случае равнозначными субъектами оценочной деятельности. Формирующее оценивание концентрирует внимание как учителя, так и ученика на отслеживании и улучшении учения. И эта деятельность должна быть обязательно положительной, потому что цель всего образовательного процесса - воспитать успешную личность.

Библиографический список

1. Бородкина Н.В., Тихомирова О.В. Формирующее оценивание в школе. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016.
2. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приемы формирующего оценивания. Методический конструктор. – М.: Русское слово, 2016.
3. Пинская М.А. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96 с
4. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. – СПб.: Учебная литература, 2012.
2020