Актуальные вопросы дошкольного образования

Петрова Е.В. Интерактивная игра-викторина «Знатоки экономики» как одна из форм в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Петрова Е.В. Интерактивная игра-викторина «Знатоки экономики» как одна из форм в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов.

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Актуальность заключается в том, что уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, финансовые отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.

Цель: обобщить и закрепить знания детей по финансовой грамотности.

Задачи:

1. Обобщить и закрепить знания детей о финансовых терминах (деньги, монеты, купюры, банковская карточка).

2. Уточнить представления о профессиях.

3. Развивать умения работать в команде, умения договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

4. Воспитывать эмоционально- положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка. И это возможно, только с помощью игры. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Необходимость использования игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

В играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления.

Игра-викторина «Знатоки экономики» поможет разнообразить методические приемы подачи материала по данному направлению в дошкольном воспитании по формированию у них навыков финансовой грамотности.

Для проведения игры-викторины понадобится: мультимедийное оборудование, копилка с монетами номиналом 1 и 2 рубля, монетки номиналом 1 рубль, награды (медали, шоколадные монеты).

Игра проста в применении, она сделана в виде красочно оформленных слайдов, при просмотре которого не утомительно для зрения детей.

Игра состоит из пяти разделов: «Профессии», «Покупки», «Пословицы», «Дополни фразу», «Финансовые задачки», в каждом разделе по 3 вопроса.

Дети разбиваются на две команды, с помощью жеребьевки (достают из копилки по одной монетке с разным номиналом 1 рубль, 2 рубля и делятся на команды в соответствии с номиналом монеты, выбирают капитана и название команды, на финансовую тему).

За правильный ответ, команды получают – 2 «рубля» (2 монеты по 1 «рублю»), если ответ неполный – 1 «рубль», нет ответа – нет и денег.

Ребенок выбирает любой раздел и называет любую цифру. Появляется слайд. Ведущий зачитывает вопрос, команда дает ответ, если правильно, команда получает монетку. Чтобы перейти на игровое поле нужно направить курсор на монету в правом углу слайда. Ход переходит второй команде.

Когда игра закончена ведущий объявляет, сколько «заработала денег» каждая команда и капитанам выдаются выигранные «деньги». Ведущий предлагает командам решить, как бы они поступили с деньгами: поделят их поровну, или дети примут какое – либо другое решение.

Ведущий дает нравственную оценку принятому решению, поощряет детей за самостоятельное, справедливое решение. Дети награждают медалями «Экономами» членов команды – победительницы, а проигравшую команду утешительными призами - шоколадные монеты.

Игра соответствует ФГОС ДО, эстетично оформлена, проста в применении и будет прекрасным пособием для воспитателей, которая поможет эффективнее развивать возможности личности ребенка и использоваться ее в своей практике. при организации работы по формированию у них основ финансовой грамотности.

Список литературы:

1.Аблитарова А.Р., Саганджиева Э.Ш. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 36– 39. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10056/ (дата обращения: 26.12.2018).

2.Антонова Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения // Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018. – С. 6-16.

3.Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология) // Дошкольное воспитание. – № 1. – 2018. – С. 21-29.

4.Васильева М., Шильцина В. Интерактивная доска в работе с дошкольниками старшего возраста // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. – С. 37-45.

5.Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 89 с.

6.Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2005. – 254 с. 49
2024-07-01 13:08 2024