Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Русакова В. Н. Зачем необходимо развивать мелкую моторику у детей

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — это последовательность и точность движений, необходимых для осуществления различных действий с мелкими предметами, с помощью задействования кистей и пальцев рук и ног.
Мелкая моторика прослеживается у детей с раннего возраста, когда они только-только учатся держать игрушку. Сначала идёт развитие кисти, движений пальцев, затем формируется становление речи. Формирование речи через развитие мелкой моторики происходит за счёт воздействия нервных окончаний на отделы мозга, отвечающие за моторику и речь, которые находятся рядом друг с другом.
Помимо основной функции – развития речи – мелкая моторика влияет на становление психических процессов: мышления, памяти, воображения, способности к ориентации в пространстве.
Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Зачастую у детей бывает слабо развита крупная и мелкая моторика. Это чревато тем, что малышу сложно будет освоить письмо, да и на речь это может повлиять. Таким деткам сложно раскрашивать, соединять точки, держать карандаш. Но все поправимо. Как помочь малышу развить моторику?
Итак, на самом деле все необходимое для занятий у нас под рукой. Гуляя на улице давайте ребенку возможность копаться в песке руками, возиться со снегом, строить крепости, башни,собирать цветочки,листики.
Дома пусть ребенок старается сам застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать шнурки (можно сделать своими руками вместе с ребёнком такие тренажоры как пирамидка на липучке, гусеничку с разным наполнителем, ёжика с растёгивающимися и застёгивающимися деталями см. картинки ниже),


складывать одежду, застилать и расстилать кровать. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Ваша помощь должна быть минимальной, лишь на первых этапах, когда вы показываете ребенку как все делать. Не стремитесь к идеальности. Главное процесс.
Когда вы на кухне можно дать ренку поиграться с крупой, макаронами, дать пересыпать пшено из одной емкости в другую, пусть поможет лепить пельмени, положит начинку в пирожки, перельет воду из стакана в миску. Все зависит от возраста ребенка. Конечно придется потом убирать все, но и здесь к этому занятию можно подключить ребенка, обычно дети любят помогать.
Это лишь базовые занятия для формирования крупной и мелкой моторики. Но эти навыки оказывают положительное влияние на речевое, психоэмоциональное и социальное развитие ребенка.
Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.
Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры.
Перейдем к развитию графомоторных навыков.
Теперь переходим к упражнениям
Штриховка. Упражнения по штриховке можно распечатать из интернета, можно купить готовые тетради с заданиями в книжном магазине.
Раскрашивание. Используем любые раскраски в соответствии возрасту ребенка. Здесь акцент на то, чтобы не выходить за поля рисунка. Также интересно для ребенка раскраски по номерам. Если вы готовитесь к школе, то продаются раскраски с примерами.
Прописи. Подойдут любые прописи с элементами и буквами. Если ребенок начал изучать буквы и слоги, то прописи с буквами будут кстати. Тоже самое касается и прописей с цифрами. Для малышей 2-3 лет подойдут прописи с различными элементами, фигурами, обводками.
Лепка. Это может быть пластилин, соленое тесто, специальное тесто для лепки, кинетический песок и прочее.
Шнуровка, заплетание, расплетание. Здесь может быть работа с бельевой веревкой, со шнурками, толстой пряжей. Девчонки могут заплетать своим куклам волосы. Можно соревноваться на скорость.
Прищепки. Вырезаем из картона разные фигурки: кружки, квадраты, зверюшки. И дополняем до полного образа прищепками, например у ежа иголки, у солнышка прищепки это лучики.
Аппликация. Детки любят резать что-то ножницами. Поэтому берем старые газеты, журналы, ткань и делаем коллажи или аппликацию. Можно делать аппликации из порезанных ниток для вязания или остатков фоамирана.
Правила при проведении развивающих занятий:
·           Хвалите даже за небольшие успехи. Не подгоняйте ребенка под стандарты, здесь главное процесс и усилия.
·           Не заставляйте ребенка переделывать начисто.
·           Начните с написания легких элементов и постепенно переходите к более сложным.
·           Чередуйте упражнения с отдыхом. Обычно для ребенка хватает от 15 до 60 минут занятий с маленькими перерывчиками и сменой деятельности.
·           Упражнения должны приносить удовольствие.
В век технического прогресса и раннего освоения детьми телефонов, планшетов и компьютеров регрессируют другие стороны детского развития. И, в первую очередь, страдает речь. Уже установлена взаимосвязь между мелкой моторикой и речью, а также развитием психических процессов.
Систематическая работа по развитию мелкой моторики необходима на протяжении всего дошкольного периода, так как к семи годам уже сформированы зоны головного мозга, отвечающие за её развитие. Ребёнок, идя в школу, должен быть подготовлен к новым нагрузкам, в частности к освоению навыков письма, а не учиться правильно, держать ручку или карандаш. Несформированность основных умений, может привести к нестабильной самооценке, неспособности выстраивать социальные связи, низкой успеваемости.
Вот такие простые советы помогут вашему малышу освоить мелкую и крупную моторику и подготовить базу для навыка письма.
Спасибо за внимание!
2022