НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Никотина Н.Г., Пономарева Е.С., Абдурахманова З.А., Поветкина О.Г. Влияние родительского стиля воспитания на особенности личности ребенка дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Никотина Н.Г., Пономарева Е.С., Абдурахманова З.А., Поветкина О.Г. Влияние родительского стиля воспитания на особенности личности ребенка дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.

Активной стороной в построении детско-родительского взаимодействия является взрослый человек — родитель. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения. Их рассматривали и отечественные психологи, и зарубежные: Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.

В каждой семье складывается определенная, и она не всегда осознанная система воспитания. Это и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Родительским стилем воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Болдуин Дж. выделил два стиля практики родительского воспитания:

- демократический;

- контролирующий. [2]

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высокий уровень вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка с ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Болдуин отмечает, что: «в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, в семьях с контролирующим типом воспитания дети были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, не агрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия».

Баумринд Д. предложила следующие стили семейного воспитания и описала формирование личности под воздействием того или иного стиля [1, c. 55- 71].

«Стиль воспитания — авторитарный (в терминологии других авторов — автократический, диктат, доминирование). Это чрезмерно строгое воспитание посредством постоянных отказов и запретов, которые дают толчок к развитию эмоциональной напряженности: ребенок не понимает, почему его постоянно одергивают, что он делает не так. Результат — личность не способная к объективной оценке сложившейся ситуации. Как правило, по жизни такие люди не контактны, исполняют роль ведомых, избегают ответственных должностей, заданий. При внешней безобидности внутри может скрываться ураган страстей.

Демократический стиль (в терминологии других авторов — авторитетный, сотрудничество), ребенок включен в жизнь семьи, он имеет право на свое мнение, к нему прислушиваются. Отношения между детьми и родителями построены на взаимном уважении. В результате вырастает гармоничная личность, способная к принятию самостоятельных, ответственных решений.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — либеральный, снисходительный, гипоопека). Отсутствие всякого контроля со стороны взрослых, то есть ребенок, становится безнадзорным, предоставленным самому себе. Зачастую воспитательная халатность родителей приводит к педагогической запущенности и вовлечению ребенка в асоциальную группу. «Дети волка» они не кому не верят и не доверяют, стараются жить обособлено».

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство), напоминает «перетягивание одеяла» это происходит при отсутствии у родителей единой концепции воспитания. Они противоречивы в своих действиях и поступках, ребенку трудно им угодить. Ему ничего не остается кроме как научиться приспосабливаться к требованиям каждого из родителей. Про таких людей говорят: «и нашим, и вашим».

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке). В результате усиленной заботы, излишнего потакания детским прихотям формируется личность не способная к принятию самостоятельных решений и испытывающая трудности в процессе социализации. В большинстве случаев родители довлеют над своими детьми на протяжении всей жизни, что способствует развитию инфантилизма. Проявляется в незрелости суждений, эмоциональной неустойчивости, нестабильностью взглядов.

Основываясь на свои исследования, Е.Т. Соколова выделила основные стили детско-родительских отношений, они были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач, это - сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция и соперничество.

Сотрудничество, по мнению Е.Т. Соколовой: «предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение».

Псевдосотрудничество, интерпретирует Е.Т. Соколова, как «отношения, которые могут осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет по спешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого».

При изоляции, утверждала Соколова Е.Т, «полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга, а для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера».

Е.Т. Соколова подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности [3, с. 94-102].

В частности, рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать — ребенок» является основным патогенетическим факто ром, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, Э. Г. Эйдемиллер выделил шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями. [5].

Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.

Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.

Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно, например, ребенок часто слышит от родителей грубые фразы: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне» и скрыто — в виде издевок, иронии, высмеивания.

Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев — или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи [5].

В одном из своих исследований А.С. Спиваковская [4, стр. 47] выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:

«Семья — санаторий». Жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате чего, появляются чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу, раздражительности. Обычно, при повышенном контроле и опеке, у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.

«Семья — крепость». Родители стараются поступать только правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Так же фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции и вызывает трудности общения со сверстниками. Такое воздействие, обычно приводит, ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышен ному риску невротических заболеваний.

«Семья — третий лишний». В такой семье значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности таким образом фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

Каждый родитель использует свои варианты стилей семейного воспитания, в зависимости от актуальной ситуации, однако одна или несколько тенденций в отношении к ребенку могут повторяться чаще и доминировать в семейном воспитании. Очень важно, чтобы родительское отношение характеризовалось любовью, уважением и пониманием возрастных психологических, а также индивидуальных особенностей ребенка.

Ребенок усваивает те ценности, параметры оценок и самооценок, нормы, которыми наделяют его родители, и по которым в последствии, он начинает оценивать себя сам. Семья в этом смысле играет одну из главных ролей, она оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка.

Список используемой литературы.

1. Баумринд Д. Практическая психология / Д. Баумринд. – М., 1995. – 411 с.

2. Семья в психологической консультации / Под ред. В.В. Столина, А.А. Бодалева. —

М.: Педагогика, 1989. 208 с.

3. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М., 1995.

4. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 – М.: ООО Апрель пресс, ЗАО изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000. – 464 с.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999.
2023