Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Иосифиди Г. Д. Реализация адаптированных образовательных программ в общеобразовательном классе. Плюсы и минусы

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Плюсы и минусы

Аннотация к статье «Реализация адаптированных образовательных программ в общеобразовательном классе. Плюсы и минусы».
В статье рассмотрены особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы, представлен мой опыт работы по реализации инклюзивной формы обучения детей для трех нозологических групп: НОДА, РАС, ТНР. Положительные моменты и трудности, возникающие при реализации адаптированных программ, использование различных методов и приемов обучения детей с ОВЗ.

Введение

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Так в нашу школу вошло инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям.
В статье рассмотрены особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы, представлен мой опыт работы по реализации инклюзивной формы обучения детей для трех нозологических групп: НОДА, РАС, ТНР. Положительные моменты и трудности, возникающие при реализации адаптированных программ.

•       Преимущества инклюзивного образования

•       Ребёнок в коллективе получает важный социальный опыт, взаимодействуя с одноклассниками. Чувствуя такое же отношение к себе, как и ко всем остальным, он не ощущает своих недостатков и не воспринимает себя исключённым, аутсайдером. К нему предъявляют такие же требования, как и ко всем, вследствие чего развитие ребёнка с особенностями мало чем отличается от развития ребёнка без особенностей.
•       2. Непростые, на первый взгляд, задачи, вынуждающие ученика приспосабливаться к базовой программе, позволяют актуализировать его внутренние комплексы и проблемы. Появляющиеся у ребенка трудности в процессе обучения заставляют его как-то с ними справляться, внутренние ресурсы ребёнка включаются и помогают ему подстраиваться под окружающую его среду.
•       3. Воспитательный потенциал инклюзивного образования проявляется и в отношении «обычных» детей. В классе появляется ребёнок с ограниченными возможностями, он отличается от остальных, он не такой, особенный. Дети становятся более толерантными. Они вместе играют, помогают друг другу.
•       Первые два плюса могут обернуться психологической травмой, если ребёнок не будет способен адекватно существовать в создавшихся обстоятельствах.
•       Ученик с ограниченными возможностями может выступать в роли «посмешища» в коллективе. Другие дети – ещё не совсем сформировавшиеся и созревшие личности, они могут неадекватно воспринимать инвалида, обзывать его, выражать признаки агрессии. Избежать этого можно. Пример правильного отношения к «особенным» детям может продемонстрировать учитель, важно, чтобы он помогал остальным детям контактировать с особыми детьми, а также педагог-психолог и специалисты службы сопровождения помогают особенному ученику создать атмосферу комфортного пребывания в классе.
2. Третий плюс может быть обращен в минус. Может нарушаться учебный процесс и качество образования в классе снижаться.
•       Аргумент вполне весомый, однако негативные последствия обратимы.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
В ходе урока я использую различные методы и приемы обучения:
1. (Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки используются при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использую вставки на доску (буквы, слова) при выполнении задания. 3. Использую презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
4. Использую картинный материал для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
5. Активные методы рефлексии.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении образовательной программы, подбор коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого - педагогический консилиум. (ППК)
Службой сопровождения совместно с педагогом на каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, в котором фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося (на начало, середину и конец года); результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе, а также мониторинговая карта индивидуального развития ученика. А также мною проводятся индивидуальные занятия с каждым обучающимся во внеурочное время. Это я считаю очень важно при работе с детьми с ОВЗ.
Хотелось бы, чтобы служба сопровождения (логопеды, дефектологи и психологи) работали с такими детьми и в первой половине рабочего дня. Так как «Особые дети» очень быстро устают, особенно это касается детей с РАС: им требуется
создание индивидуального учебного плана (для дозирования учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности ребенка и времени поэтапного включения ребенка в образовательный процесс)
Вывод.
Самое важное: должно осуществляться непосредственное взаимодействие всех специалистов, педагога и родителей. Логопеды, дефектологи, психологи, педагоги и родители – это звенья одной цепи. И если хотя бы одно звено эффективно не работает, то результат будет крайне низким.
Хочу отметить, что индивидуальная работа с детьми с ОВЗ – это фундамент, основание. Поэтому, если дома родителями не осуществляется должное продолжение процесса, то и прогресса в обучении этих детей не будет.

Библиографический список

1.        Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании. -М.: Коррекционная педагогика, 2004
2.        Розенова М.И. Педагогическая психология. -М., 2003
3.        Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований.- М., 1986.


2021