НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Голованюк Л.Н., Голованюк В.М. Развивающие игры: характеристика и их роль в развитии ребенка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


Основная особенность развивающих игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но для играющих детей воспитательно-образовательное значение развивающей игры не выступает открыто, а реализуются через игровую задачу, игровые действия, правила. Как отмечал А.Н. Леонтьев, развивающие игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для развивающих игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачей.
Вопреки распространённому мнению, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, её значение не уменьшается и у детей младшего школьного возраста.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить собственное «я». Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение дошкольников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности. Способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней прогнозируют, или модулируют жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
Можно сказать, что игра- это метод познавания действительности. Он позволяет ребёнку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующим от него активного действия, находчивости.
Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержании игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Так как, на четвёртом году жизни, у детей преобладает интерес к действию, то цель временами забывается. На пятом году жизни можно научить детей обдуманно выбирать игру, ставить и распределять роли, а уже у детей 5-7 лет возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; проявляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. И замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время завладевают воображением.
Дошкольник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Здесь очень велика роль взрослого, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает детей планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты.
Психологи различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, зрительную, слуховую алогическую.
Выделить виды памяти в чистом виде довольно сложно. Это возможно только в искусственных условиях, так как в реальной деятельности, в том числе и в учебной, они выступают в единстве или в определенных сочетаниях.
Например:
а) зрительная память необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, работа по памяти.);
б) слуховая память – для работы по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания (написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам и т.п.;
в) логическая память – для запоминания последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки, последовательности действий в сюжетных рассказах и т.д.
В современной педагогики новаторы широко используют игровые ситуации, игровые элементы и игры в непосредственно образовательной деятельности, которые стимулируют непроизвольное запоминание.
2018