НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Золотарева О.В. Развитие самосознания у детей старшего дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только теоретических вопросов, но и практических задач. Проблематика социального развития, самосознания и процесса его формирования, остаётся неизменно актуальной на протяжении всего развития психологической, педагогической науки и практики.
Рассмотрение самосознания в аспекте возрастного развития, а именно в дошкольном возрасте, актуализирует исследуемую проблему. Именно в этом возрастном периоде закладываются и формируются глубинные структуры, осуществляющие затем регуляцию всех других, более сложных, психологических новообразований, от которых во многом зависит дальнейшее психическое развитие человека, возможности его личностного и социального самоопределения и самореализации. Формирование самосознания в период раннего онтогенеза посредством гармоничного развития самопонимания, самоотношения и саморегуляции как компонентов самосознания, способствует укреплению психологических границ личности (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.). Наиболее существенным искажением в развитии самосознания является депривация одного или нескольких структурных звеньев самосознания, поскольку может привести к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении со сверстниками, негативно сказываться на общем самоотношении, адаптации в мире людей, реализации собственного потенциала.
На основании вышеизложенного проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы возможности методов арттерапии в процессе формирования самосознания, социальном развитии детей дошкольного возраста, связанные с возникновением на данном этапе онтогенеза рефлексивных образований?
Исходя из проблемы, назрела необходимость создать данный проект.
Тип проекта:
• По доминирующей в проекте деятельности: творческий
• По содержанию: психолого-педагогический
• По времени проведения: средней продолжительности
Цель проекта: изучение эффективности использования методов арттерапии в формировании самосознания и решения задач социализации детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи проекта, решаемые внедрением разработки:
• формирование позитивного самоотношения, актуализации внутренних ресурсов дошкольников;
• формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе, осознания своих желаний и потребностей;
• формирование у детей умения сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими;
• создание условий для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в продуктивных видах деятельности;
• развитие творчества, фантазии, воображения.
В процессе анализа мы рассматривали рисунок каждого ребенка как целое и в совокупности комбинации отдельных факторов. Появление на рисунках детей отсутствующих ранее деталей, изображение толщины конечностей, появление элементов пластического способа изображения символизирует осознание своих новых способностей по взаимодействию с внешним и внутренним миром, предположительно основанных на актуализации когнитивных критериев самосознания – рефлексии и снижению такого психологического образования как «смысловой барьер», что обусловило повышение самопонимания.
В рисунках детей после проведения занятий показательно изменение отношения к себе. В самоотношении стал преобладать позитивный эмоциональный фон, ощущение связи с миром своих эмоций, что графически подтверждается в рисунках детей следующими признаками: более устойчивой позой по сравнению с предыдущим изображением, изменением местоположения фигуры (перемещение из углов в центр), появление шеи (если она отсутствовала) или сокращение ее длины. Показательно появление лица, дополненного второстепенными деталями (если ранее оно не изображалось), появление рта, бровей, ресниц, что свидетельствует об изменении отношения к себе в сторону повышения внимания к своей личности. Изменение в самоотношении проявились в сближении идеального «Я» с реальным, что в рисунках отразилось в более реалистичном изображении себя (вместо изображения себя «принцессой», или не соответствующей своему возрасту – более взрослой, или изображение себя более мужественным).
Анализ результатов исследования позволяет сформулировать его основные выводы:
Научно-теоретический анализ современного состояния проблемы формирования самосознания позволяет выделить следующее: самосознание рассматривается функционально, процессуально, структурно, операционально, объективно, экзистенциально, продуктивно. Формирование самосознания в старшем дошкольном возрасте – сложно организованный процесс, который детерминирован возникновением рефлексивных образований – самопониманием, самоощущением и самоконтролем, определяющих когнитивный, аффективный и регулятивный компоненты самосознания. Ключевым психологическим механизмом формирования самосознания личности является рефлексия, которая представляется в целом как направленность сознания и внимания субъекта на причины и следствия имеющего значение для этого субъекта явления (совершаемого деяния, мыслей, чувств).
Мы разработали и апробировали программу развития самосознания, позволяющую ребенку, при включении его в коллективную деятельность, осознать себя как участника этой деятельности, понять свою индивидуальность, осознать собственные личностные качества, способности, причины поведения, образуя интегративное представление о себе - «образ Я».
Представленные результаты и соответствующие уровни статистической значимости свидетельствуют о том, что значимые различия получены по всем показателя.. На основании этого можно с достаточной уверенностью утверждать об эффективности методов арттерапии, в частности сказко- и изотерапии, введённых в процесс развития дошкольников.
Таким образом, как показало наше исследование, апробированная программа эффективна в решении задач формирования самосознания старшего дошкольника. Включение в процесс развития старших дошкольников методов арттерапии, направленных на формирование самосознания, повлияло на изменение его показателей.
Полученные результаты нашей работы можно рекомендовать к использованию педагогам-психологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Библиографический список

1.       Алексеенко В., Лощина Я. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребнка 2-7 лет. – М., 2008
2.       Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация: Методика исследования детского самосознания. – М.,1998
3.       Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. – М.,2007
4.       Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М., 2007.
5.       Зайцева А. Н. Самооценка ребенка дошкольного возраста.//Дошкольная педагогика. – 2007 - №8
6.       Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб., 2007
7.       Зыков Е.В. Развитие «Я» ребенка как основа психологического здоровья дошкольника.// Дошкольная педагогика. 2,2006
8.       Каменская Е.Н.Психология развития и возрастная психология.- Ростов н/Д.,2006.
9.       Киселева Т.Ю. Педагогическая арт-терапия.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2008-№ 1
10.   Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Белоус А.Н. и др. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. - Минск, 1997.
11.   Кулагина И.Ю., Колюцкий В.И. Возрастная психология. М, 2001.
12.   Кулинцева И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – СПб.,2008
13.   Лисина М.И., Сильверстов А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 1983.
14.   Мухина В. С. Детская психология. М., 2000.
15.   Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. – М.,2001. – Кн.2
16.   Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.,2002.
17.   Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.,2000.
18.   Пиаже Ж., Инхельдор Б. Психология ребенка.- СПб., 2003.
19.   . Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1990.
20.   Прима Е.А., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н., Молостова Н.Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников. – М.,2002
21.   Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.
22.   Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога.- М.,2006.Ч.1.
23.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2000.
24.   Селезнева О.В. Динамика становления когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов самосознания на протяжении подросткового и юношеского возрастов. – Хабаровск, 2006.
25.   Сеф Р. Я сам. Книжка - игра (по мотивам доктора Сьюза). – М., 1992.
26.   Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. – М.,1996.
27.   Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,1996
28.   Филиппова Л.В., Филиппов Ю.В..Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей. – М.,2001
29.   Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.,2007.
30.   Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. «Психология саморазвития». – М., 1995.
31.   Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. М., 1990.
32.   Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.,2007
33.   Шипицына Л.М., Защиринская О.В.,Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения сл взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) – СПб.,1998
34.   Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д.,2007
35.   Яковенко А. Внимание: Семилетний ребенок! // Игра и дети. – 2003-№5
36.   Яснова А. Г. Познай самого себя.// Дошкольная педагогика – 2003 - № 6
2019