Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только теоретических вопросов, но и практических задач. Проблематика социального развития, самосознания и процесса его формирования, остаётся неизменно актуальной на протяжении всего развития психологической, педагогической науки и практики. Рассмотрение самосознания в аспекте возрастного развития, а именно в дошкольном возрасте, актуализирует исследуемую проблему. Именно в этом возрастном периоде закладываются и формируются глубинные структуры, осуществляющие затем регуляцию всех других, более сложных, психологических новообразований, от которых во многом зависит дальнейшее психическое развитие человека, возможности его личностного и социального самоопределения и самореализации. Формирование самосознания в период раннего онтогенеза посредством гармоничного развития самопонимания, самоотношения и саморегуляции как компонентов самосознания, способствует укреплению психологических границ личности (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.). Наиболее существенным искажением в развитии самосознания является депривация одного или нескольких структурных звеньев самосознания, поскольку может привести к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении со сверстниками, негативно сказываться на общем самоотношении, адаптации в мире людей, реализации собственного потенциала. На основании вышеизложенного проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы возможности методов арттерапии в процессе формирования самосознания, социальном развитии детей дошкольного возраста, связанные с возникновением на данном этапе онтогенеза рефлексивных образований? Исходя из проблемы, назрела необходимость создать данный проект. Тип проекта: • По доминирующей в проекте деятельности: творческий • По содержанию: психолого-педагогический • По времени проведения: средней продолжительности Цель проекта: изучение эффективности использования методов арттерапии в формировании самосознания и решения задач социализации детей старшего дошкольного возраста. Основные задачи проекта, решаемые внедрением разработки: • формирование позитивного самоотношения, актуализации внутренних ресурсов дошкольников; • формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе, осознания своих желаний и потребностей; • формирование у детей умения сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими; • создание условий для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в продуктивных видах деятельности; • развитие творчества, фантазии, воображения. В процессе анализа мы рассматривали рисунок каждого ребенка как целое и в совокупности комбинации отдельных факторов. Появление на рисунках детей отсутствующих ранее деталей, изображение толщины конечностей, появление элементов пластического способа изображения символизирует осознание своих новых способностей по взаимодействию с внешним и внутренним миром, предположительно основанных на актуализации когнитивных критериев самосознания – рефлексии и снижению такого психологического образования как «смысловой барьер», что обусловило повышение самопонимания. В рисунках детей после проведения занятий показательно изменение отношения к себе. В самоотношении стал преобладать позитивный эмоциональный фон, ощущение связи с миром своих эмоций, что графически подтверждается в рисунках детей следующими признаками: более устойчивой позой по сравнению с предыдущим изображением, изменением местоположения фигуры (перемещение из углов в центр), появление шеи (если она отсутствовала) или сокращение ее длины. Показательно появление лица, дополненного второстепенными деталями (если ранее оно не изображалось), появление рта, бровей, ресниц, что свидетельствует об изменении отношения к себе в сторону повышения внимания к своей личности. Изменение в самоотношении проявились в сближении идеального «Я» с реальным, что в рисунках отразилось в более реалистичном изображении себя (вместо изображения себя «принцессой», или не соответствующей своему возрасту – более взрослой, или изображение себя более мужественным). Анализ результатов исследования позволяет сформулировать его основные выводы: Научно-теоретический анализ современного состояния проблемы формирования самосознания позволяет выделить следующее: самосознание рассматривается функционально, процессуально, структурно, операционально, объективно, экзистенциально, продуктивно. Формирование самосознания в старшем дошкольном возрасте – сложно организованный процесс, который детерминирован возникновением рефлексивных образований – самопониманием, самоощущением и самоконтролем, определяющих когнитивный, аффективный и регулятивный компоненты самосознания. Ключевым психологическим механизмом формирования самосознания личности является рефлексия, которая представляется в целом как направленность сознания и внимания субъекта на причины и следствия имеющего значение для этого субъекта явления (совершаемого деяния, мыслей, чувств). Мы разработали и апробировали программу развития самосознания, позволяющую ребенку, при включении его в коллективную деятельность, осознать себя как участника этой деятельности, понять свою индивидуальность, осознать собственные личностные качества, способности, причины поведения, образуя интегративное представление о себе - «образ Я». Представленные результаты и соответствующие уровни статистической значимости свидетельствуют о том, что значимые различия получены по всем показателя.. На основании этого можно с достаточной уверенностью утверждать об эффективности методов арттерапии, в частности сказко- и изотерапии, введённых в процесс развития дошкольников. Таким образом, как показало наше исследование, апробированная программа эффективна в решении задач формирования самосознания старшего дошкольника. Включение в процесс развития старших дошкольников методов арттерапии, направленных на формирование самосознания, повлияло на изменение его показателей. Полученные результаты нашей работы можно рекомендовать к использованию педагогам-психологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Алексеенко В., Лощина Я. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребнка 2-7 лет. – М., 2008 2. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация: Методика исследования детского самосознания. – М.,1998 3. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. – М.,2007 4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М., 2007. 5. Зайцева А. Н. Самооценка ребенка дошкольного возраста.//Дошкольная педагогика. – 2007 - №8 6. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб., 2007 7. Зыков Е.В. Развитие «Я» ребенка как основа психологического здоровья дошкольника.// Дошкольная педагогика. 2,2006 8. Каменская Е.Н.Психология развития и возрастная психология.- Ростов н/Д.,2006. 9. Киселева Т.Ю. Педагогическая арт-терапия.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2008-№ 1 10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Белоус А.Н. и др. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. - Минск, 1997. 11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.И. Возрастная психология. М, 2001. 12. Кулинцева И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – СПб.,2008 13. Лисина М.И., Сильверстов А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 1983. 14. Мухина В. С. Детская психология. М., 2000. 15. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. – М.,2001. – Кн.2 16. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.,2002. 17. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.,2000. 18. Пиаже Ж., Инхельдор Б. Психология ребенка.- СПб., 2003. 19. . Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1990. 20. Прима Е.А., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н., Молостова Н.Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников. – М.,2002 21. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. 22. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога.- М.,2006.Ч.1. 23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2000. 24. Селезнева О.В. Динамика становления когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов самосознания на протяжении подросткового и юношеского возрастов. – Хабаровск, 2006. 25. Сеф Р. Я сам. Книжка - игра (по мотивам доктора Сьюза). – М., 1992. 26. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. – М.,1996. 27. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,1996 28. Филиппова Л.В., Филиппов Ю.В..Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей. – М.,2001 29. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.,2007. 30. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. «Психология саморазвития». – М., 1995. 31. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. М., 1990. 32. Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.,2007 33. Шипицына Л.М., Защиринская О.В.,Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения сл взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) – СПб.,1998 34. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д.,2007 35. Яковенко А. Внимание: Семилетний ребенок! // Игра и дети. – 2003-№5 36. Яснова А. Г. Познай самого себя.// Дошкольная педагогика – 2003 - № 6