Актуальные вопросы начального общего образования

Власова М.А. Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Единственное и множественное число имен существительных»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

УМК: «Перспектива»
Класс: 2
Цель: познакомить учащихся с категорией числа имён существительных.
Задачи:
Обучающая: способствовать формированию умения изменять имена существительные по числам.
Развивающая: способствовать формированию учебного интереса к предмету, развитию умения участвовать в коллективной работе, развивать умение работы с диаграммами и таблицами.
Воспитательная: создать условия для воспитания культуры общения, прилежности, дисциплинированности, активности на уроке.
Виды учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах.
Оборудование: рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, учебник, листы для рефлексии, мультимедийная установка
Методы: наглядные, словесные, практические.
Тип урока: открытия новых знаний
Вид урока: практический

Ход урока:

1. Мотивация

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты

- Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй, - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

- Предлагаю начать урок с солнечным настроением.

2. Словарная работа

- Сегодня познакомимся с новым словарным словом.

На Руси звалася плошкой,

Изменилася немножко.

Это, право, не безделка!

Как зовут её?…

Или

Из неё обедать буду,

Из глубокой или мелкой.

И такая вот посуда

Называется…… (тарелка)

- Назовите это слово? - Слово образовано от лат. тальярэ –“резать”.

- Изначально тарелка – “отрезанный кусок доски” (для пищи)

- Кто знает какое устойчивое выражение связано со словом тарелка? (Не в своей тарелке.)

- Объясните значение фразеологизма: Чувствовать себя не в своей тарелке.

(Именно этим фразеологизмом называют неприятное чувство неловкости, душевного дискомфорта человека. Это может быть также ощущение стесненности (например, среди незнакомых, в чужом обществе). Это устойчивое выражение пришло к нам из французского языка.)

- Написание какой буквы нужно запомнить? (А) Как называется орфограмма? - Чтобы легче было запомнить ассоциируйте ее со сложенным ножом и вилкой.

- Продолжим. Запишите в тетрадях дату, классная работа. Напишите слово тарелка 3-4 раза, выделяя безударный гласный а зеленой ручкой. (Пишут)

- Обратите внимание на сегодняшнюю дату. Какой сегодня праздник?

(Всемирный день здоровья 2022 отмечается 7 апреля. Это важный праздник для каждого, кто заботится о своем благополучии, здоровом теле и крепком духе. 7 апреля 1948 года появилась организация ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Всемирный день здоровья, позволяет ежегодно поднимать вопросы, которые затрагивают все человечество и непосредственно влияют на нашу жизнь. Это наше) здоровье и долголетие.

Материал для учителя…Сегодня, 7 апреля 2022 года, на территории Волгоградской области будут проведены информационно-просветительские мероприятия и физкультурно-оздоровительные акции в рамках федерального проекта «Здоровое будущее». В этом году Девиз Дня здоровья: Наша планета, наше здоровье! Жители региона присоединились к Всероссийской акции «10000 шагов» и прошли по маршрутам здоровья. Сотрудники Клинической больницы № 11 провели соревнования в плавательном бассейне завода «Волгограднефтемаш» с инструкторами спортивного центра Прайд.

Сотрудники Клинической поликлиники № 28 провели спортивные состязания на открытой площадке территории учреждения. У всех участников был положительный настрой и осталось позитивное впечатление. В отзывах жители района пожелали чаще встречаться на зарядке. На открытой площадке комитета здравоохранения Волгоградской области прошла масштабный флешмоб «Зарядка для всех!» с участием волонтеров-медиков ВОД. В зарядке приняли участие сотрудники комитета здравоохранения Волгоградской области, Волгоградского информационно-аналитического центра, Волгоградского регионального центра общественного здоровья и медицинской профилактики, Дирекции здравоохранения, Центра развития и контроля качества, Страховой компании «Согаз-Мед», ООО «Капитал МС».

Волонтеры-медики провели с участниками флешмоба квест «На пути к ZОЖ». С приветственным словом перед участниками флэшмоба выступили депутат Волгоградской областной думы, председатель комитета по охране здоровья, региональный координатор проекта Партии «Единая Россия» «Здоровое будущее» Семенова Наталья Валерьевна, чемпион и призер Сурдоолимпийских игр, чемпион Мира и Европы среди спортсменов с нарушением слуха Савостин Алексей Сергеевич, главный внештатный специалист по профилактике, главный врач Волгоградского регионального центра общественного здоровья и медицинской профилактики Покатилов Алексей Борисович, заведующий кафедрой общественного здоровья Волгоградского государственного медицинского университета Аджиенко Всеволод Леонидович. Мероприятия Дня проводятся для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни.

- Дети, как мы можем сохранить свое здоровье? (Заниматься физкультурой, не иметь вредных привычек, правильно питаться).

- Нашу тарелку нужно наполнить полезными продуктами. Отправимся в магазин за продуктами. Что видите на слайде и у себя на карточке №1? (Товарный чек)

- Как называется магазин, в который мы ходили?

- Что из этого чека можем узнать? Какие полезные для здоровья продукты мы купили?

- Запишите их в 1 столбик. Вот только в этих словах пропущены гласные.

Работа у доски и в тетрадях.

(У доски по одному дети пишут в столбик слова: слива, банан, яблоко, ананас, арбуз, апельсин, груша, лимон, гранат, овощи)

3. Введение в тему урока

- Что общего у всех этих слов? (Они обозначают предмет и отвечают на вопрос что? Это неодушевленные имена существительные)

(К какой части речи относятся эти слова?)

- Какое слово здесь лишнее? Почему? (Лишнее слово овощи, потому что оно обозначает несколько предметов)

- Верно, кто догадался какой теме посвятим урок сегодня?

-Да, сегодняшний наш урок мы посвятим именам сущ., которые обозначают один или несколько предметов. Тема урока «Число имен существительных»

- Возьмите листочек №2. Что на нем видите? (Столбчатую диаграмму)

- Найдите столбик на начало урока. Оцените свои знания по теме урока и дорисуйте столбик. Если вы оцениваете на 1 балл, то просто раскрасьте. Если знаете тему отлично, то – дорисуйте.

Работа с учебником.

- Кто уже знает, как называются имена сущ., которые обозначают 1 или несколько предметов. (Ответы детей)

- Прочтем сведения от профессора Самоварова в учебнике на странице 87.

- Итак, имена сущ. могут изменяться по числам.

4. Тренировка навыка

- Вернемся к нашим покупкам. Поставьте тире и запишите рядом слово, изменив его число. Обратите внимание на сокращения. (У доски по одному человеку, остальные работают в тетради)

ОБРАЗЕЦ:

слива (ед.ч.) - сливы (мн.ч.) …

- Обратите внимание какая часть слова меняется? (Окончание) Выделите окончания.

- Молодцы. Вы говорили, чтоб сохранить здоровье, нужно заниматься физкультурой. Выполним физминутку.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненье:

Руки вверх и руки вниз.

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись

Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.)

Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте.)

Подаёт учитель знак. Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.)

Работа у доски и в тетрадях.

5. Введение нового (слова без ед. или мн. числа)

- Вижу для вас совсем несложно определить число сущ. и изменить его. Но, всегда ли все так просто?

- Спишите слова и определите число. (Человек, ребенок, ножницы, шахматы, очки, Москва, мед, мука, молоко).

Проверяем по цепочке устно. Сверяем со слайдом.

- Что заметили? (Нельзя изменить число.)

- Правильно. Есть такие имена сущ., которые имеют только единственное или только множественное число.

- У вас на парте есть листочек №3 - памятка. Положите его в тетрадочку-выручалочку, запомните такие слова.

- Мы много писали. Глазки нам нужны здоровые – выполним зарядку для глаз. (Встают)

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

- Следующее задание я предлагаю вам выполнить в парах.

6. Тренировка

Работа в паре:

-Потренируйтесь в паре.

- Прочтите задание. Что нужно сделать? (Найти в каждой группе лишнее слово и объясните свой выбор.)

- Проверим.
Какие слова лишние и почему. (Ворота, пальто, метро, кенгуру)

Самостоятельная работа

- А теперь пришло время каждому проверить насколько хорошо он умеет изменять им сущ. по числам

- Спишите слова и измените число каждого сущ. и запишите напротив (если это возможно). Если невозможно, укажи число. Проверка устно.

7. Итоги

- Со словами какой части речи работали на уроке?

- Что нового узнали?

Рефлексия

- Возьмите листочки с диаграммами. Найдите столбец на конец урока. Оцените свои знания на конец урока. У кого балл увеличился?

- Молодцы. Спасибо за урок. Оставайтесь всегда здоровыми и солнечного вам дня.

Домашнее задание: №117, 118 с. 87-88

Литература

· Учебник «Русский язык» (2 часть) Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

· https://kopilkaurokov.ru/· infourok.ru
2023-01-19 17:02 2022