Актуальные вопросы начального общего образования

Толстолуцкая И.И. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Библиографическое описание:

Толстолуцкая И.И. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

В последнее время много говорят о том, что дети не хотят учиться. Как сделать так, чтобы ребёнок с удовольствием шёл в школу? Одним из способов реализации может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

А может ли младший школьник быть исследователем? Оказывается, может, так как исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно её только развивать.

Работу по организации проектно-исследовательской деятельности в классе я начинаю с изучения интересов и склонностей детей.

Уже в первом классе на уроках включаю задания, направленные на общелогические умения (анализ, синтез, классификация, сравнение и обобщение), также провожу уроки, содержащие проектную деятельность. По математике «Числа в загадках, пословицах и поговорках», по окружающему миру «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа».

Особенностью таких уроков является их направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности и учет возрастных особенностей детей, в плане возрастания самостоятельности и творческой активности детей.

Ещё больше исследований провожу с детьми на занятиях по внеурочной деятельности.

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Я предлагаю детям те идеи, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным. Увлечь другого может лишь тот, кто сам увлечен. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не стоит забывать при разработке тематики детских исследований.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Нужно стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Тема должна быть доступной. Необходимо учитывать, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов.

Учебно-исследовательская деятельность способствует:

- формированию общих учебных умений, что, в свою очередь, способствует повышению качества обученности;

- созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

- содержательной организации свободного времени детей.

А ещё, дети должны защищать свои работы, делиться своими работами с другими. Ежегодно мои ученики принимают участие во Всероссийской конференции учащихся «Юный исследователь» в городе Обнинск. Впервые приняв участие в конференции и вернувшись домой с победой, они рассказали ребятам о том, как проходило данное мероприятие. Ещё несколько ребят проявили желание заниматься исследовательской работой, и сейчас активно принялись за работы.

Использованные источникиОпыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.
2023-04-13 08:41 2023