Актуальные вопросы начального общего образования

Гулиева С.Р. Народные традиции милосердия

Библиографическое описание:

Гулиева С.Р. Народные традиции милосердия // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

В переводе с латинского языка слово «традиция» (traditio) буквально означает «передавать», то есть представляет собой действие, таким образом, традиции – это то, что передается в определенной среде (обществе, группе) и не принадлежит конкретному индивиду.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определённые обществом установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи обряды и т.д. В народной педагогике существует система духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, включающая традиции милосердного отношения к людям.

Что такое «милосердие»? В словаре В. Даля читаем: «Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалость, мягкосердность». Милосердие – это одно из качеств, которое отличает человека от других существ на земле. Жизнь, история дают нам многочисленные примеры истинного милосердия и любви к ближнему.

С древности и в различных культурных традициях милосердие осмысливается как важнейшее условие человеческого общежития, нравственное требование. В конфуцианстве человеколюбие считалось основой добродетели, а заботу о людях называли одним из основных жизненных принципов. В моизме взаимная любовь рассматривалась как источник согласия в семье, обществе. Деятельное сострадание отстаивал в своих законах, высеченных на камне, индийский царь Ашока.

На протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, людям, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии, и др. Отношение к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным – от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества аксиологической (ценностной) позицией, которая, в свою очередь, всегда бывает обусловлена политической организацией, а также идеологическими, социально-экономическими, нравственными воззрениями общества.

Традиции милосердия у разных народов имеют свою историю, этническую специфику. Анализ литературы (Л. И. Антонова, В. Ф. Афанасьев, Г. И. Батурина, Н. Ф. Беляева, П. В. Власов, Г. Н. Волков, М. А. Галагузова, Ю. Годунский, Д. И. Латышина и др.) по теме показывает, что данные традиции находили свое воплощение в следующем: милосердное отношение к детям, родителям, старым людям, нищим, убогим, сиротам, больным; создание специальных учреждений, богаделен для них; подаяние, милостыня; традиции усыновления; традиции гостеприимства, дружественного отношения к другим народам, куначества и др.

В древнерусском обществе любовь к ближнему видели, прежде всего, в сострадании. Любить ближнего – это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключённого в темнице.

Благотворительность была необходимым условием нравственного личного здоровья. В Древней Руси нищенство не считалось ни экономическим бременем для народа, ни язвой общественного порядка, а понималось как одно из человеческих средств нравственного воспитания. В древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитывать умение и навык любить человека. История русского народа показывает, что в его культуре еще в родоплеменной период стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно – к детям. Гуманное отношение к детям возникло далеко не сразу, оно первоначально было негативным, так как дети воспринимались как обуза. Известно, что до принятия христианства на Руси существовали некоторые нравы и обычаи, несовместимые с идеей милосердия. И хотя в древней Руси отсутствовала смертная казнь, и существовало гуманное отношение к рабам, все же были человеческие жертвоприношения, жены сжигались вместе с умершими мужьями, а мать имела право умертвить новорожденную дочь (узаконенное убийство – «инфатицид»), если семейство было многочисленным [44]. Кроме того, детей как чистых, безгрешных существ приносили в жертву.

Ценности у моего татарского народа выделялись следующие: почитание старших, гостеприимство и доброжелательность. В этноэтике татар отличия выявляются лишь в иерархической системе этих универсальных нравственных представлений и норм поведения.

Еще со времен тюркских племен, почтительное отношение к родителям, и вообще – ко всем, кто старше по возрасту, выше по общественному положению, судя по истории и традициям моего современного народа, и сегодня считается у татар самой большой добродетелью. Эта черта проявляется во многих старинных обычаях, обрядах татарского народа и отчасти сохраняется в современных ритуалах.

Испокон веков у татар общепринято, здороваясь с человеком, подавать ему обе руки. Этим свидетельствовалось почтение к ближнему. На сегодняшний день для приветствия, особенно у молодежи, достаточно протянуть одну руку. Между тем уважение к старшим вменяет обязанность соблюдать извечный ритуал рукопожатия. Мой Бабакай, в переводе с татарского языка «Дедушка», в ходе интервью рассказал мне одну ситуацию: «Как-то приветствуя, сына моего приятеля, я протянул ему обе руки, а он мне при встрече протянул лишь одну руку. Я бы на него обиделся, если бы не знал разницу поколений, но все равно, неприятно, что друг не научил своего сына простым правилам уважительного приветствия старших».

Как стабильное стандартное качество моего народа, мы отмечаем добрососедство. У меня даже существует мнение о человеке, на которого всегда можно положиться, обратиться к нему в первую очередь. Таким близким человеком обычно становится сосед – «ут курше», (дословно, огненный сосед, который поделится огнем, если в твоем доме нечем разжечь очаг).

Гостеприимство татар очень популярно. Доказательство этому, следует праздник «Сабантуй», переводится как «праздник плуга и труда». После совместных усердных работ на поле, все татары также вместе празднуют окончание полевых работ, угощая всех домашними лакомствами.

Почтение к пришедшему в дом, приветливость даже к незваному гостю, выражены во многих поговорках и пословицах татарского этноса: «Чакырган кунакнын аты олы, чакырмаган кунакнын - хакы олы» (У званого гостя лошадь большая, у незваного гостя – большие права), «Балын булмаса да, баллы телең булсын» (Хоть и нет меда, пусть сладкими будут слова), «Чакырылмаган кунак чакырылмаганнан олырак» (Незваный гость почетнее званого), «Мусафир аз отурыр, чокъ корер» (Гость недолго погостит да много увидит).

Словами «Рехмет тошкере, мактап йорисен икэн» (Пусть ты будешь благословенным, ты, оказывается, ходишь и хвалишь нас) мы встречаем гостей. Моя бабушка учит нас обычаю не отпускать человека, впервые пришедшего в дом, «без двух выпитых чашек чая», то есть без приглашения к столу, без угощения, стойко сохраняется и по сей день. Прописная истина гостеприимства заключена в следующей татарской пословице: «Исенлек – саулык, якты чырай, кайнар чай» (Встречают (гостя) приветливым лицом, вежливыми расспросами о его здоровье, семейных делах… и горячим чаем).

Вплоть до настоящего времени у татар принято приходить в дом с каким-нибудь подарком, гостинцем (кучтэнэч), свою очередь и хозяева, никогда не отпускают гостя «с пустыми руками». Гостеприимство должно быть обоюдным: «Кунак ашы – кара каршы». В общепринятом понимании она объясняется как русская пословица «Долг платежом красен». За оказанное тебе добро должно ответить добром, за услугу – услугой. Эта традиция закрепилась в народных ритуалах: взаимных свадебных угощениях (не только семей жениха и невесты, но и их многочисленной родни).

Много обычаев и сопровождающие их обряды, к сожалению, ныне потеряли свою актуальность, но связанные с ними духовные традиции татар сохранились, перешли в психологические качества, свойства народа, определяя его национальный характер, его менталитет.

Как верно указано И.В. Сухановым (1976), традиции и обычаи воплощают свои общие социальные функции различными путями.

Обычай, включая в себя элементарные, формально воссоздающиеся отношения, передает другим поколениям эталон поведения, поступка в конкретной ситуации и не требует от человека духовного развития. Традиции, в отличие от обычаев, буквально направлены к божественной природе человека, и реализуют деятельность структуры стабилизации и воспроизводства национальных отношений не без посредников, а через формирование духовных качеств и определенной тенденции поведения, требуемых этими отношениями.

Традиция взаимопомощи, как нравственный определенный порядок, у татар, который сохраняется и поныне. Оно проявляется на самых разных уровнях: внутри семьи, в родственном роду, в общественных отношениях, тесных контактах внутри диаспоры и т.д.

В татарском социуме одним из важных принципов поведения следует соблюдение сдержанности в отношениях, то есть умение владеть собой в обществе. Сильное проявление эмоций никогда не было в чести у моего народа. К устойчивым стереотипным психологическим характеристикам своего народа, при опросах, мои родственники выделяли скромность, благовоспитанность, сдержанность, деликатность и богобоязненность. В татарском языке есть термин «тыйннак», указывающее особую деликатность, корректность во взаимоотношениях с людьми, меру в проявлении чувств. В воспитании детей мы стараемся, в первую очередь, стремиться привить им послушание, скромность, почтительность к окружающим, уважение к старшим. Общественное мнение имеет большую роль в воспитании. Детей воспитывают и учат жить с оглядкой на социум.

Культура татарского народа как часть восточной и мусульманской культуры сильна своим воспитательным воздействием на человека, которое он чувствует с раннего детства и до глубокой старости. Традиции татарской народной педагогики содержат многие ценностные нравственные качества, обращенность во внутренний мир воздействие на переживания, традиции, обычаи, духовность, уважение к родной земле, своему народу. Глубочайшее уважение к предкам, старшим, родным и близким является значительным качеством моего татарского народа.

Современные исследователи отмечают (Г. П. Черный, А. И. Мазаев и др.), особую важность в процессе развития духовных качеств индивида использования народных праздников, народных игр, считавшимися этико-социальными явлениями. Всеобщность, красочность, приподнятость и романтическая окрашенность праздников, доступность восприятия основанных в них нравственных идей делают их более совершенным средством формирования нравственных чувств и навыков милосердного и человечного поведения.

Одним из ключевых средств духовно-нравственного воспитания младших школьников является применение этнокультурных традиций народов того региона, где оно происходит. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без тщательного познания духовного изобилия своего народа и ознакомления им этнокультуры. Особенностью этнической культуры представляет собой то, что в условиях варьирующегося мира она не склонна к трансформации благодаря многовековому отбору достоверно ценного опыта, материализует в себе народную мудрость. Поэтому этнокультура является светом (основой) совершенствования образовательной системы и реализуемого внутри нее этнокультурного педагогического процесса.

Библиографический список

1. Воспитание младших школьников в поликультурной образовательной среде: сборник программ по приоритетным направлениям воспитания / под ред. И. Г. Рябовой. – 2-е изд., перераб. и доп.; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011 – 67 с.

2. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 2 / В. Даль. – М., 1956. – 635 с.

3. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт.-сост. Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003. – 168 с.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: проект / авт. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. – 2009. – № 17.

5. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: в 2 тт. Т. 2 / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: БРЭ, 1999– URL: http: //www.otrok.ru/teach/enc/txt/13/page75.html. – Загл. с экрана.
2023