Умка – маленький белый любознательный медвежонок, которому интересно всё вокруг. Умка, как ребёнок - дошколёнок, такой же непоседа, познаёт мир. Поэтому имя именно этого медвежонка мы с ребятами выбрали в качестве названия нашего отряда. Начнем по порядку.
Совершенно недавно мы, педагоги, открыли для себя новое направление в физкультурно – оздоровительной работе в ДОУ – туризм. Оказалось, что многие о нём знают, но, к сожалению, мало используют. Это такой вид отдыха, который не ставит никаких ограничений ни по физической подготовке, ни по возрасту. Он способен удовлетворить самые разные стремления людей. Именно этими качествами тема туризма привлекла наше внимание для реализации её в дошкольной организации.
В рамках нашей образовательной программы мы с ребятами занимаемся изучением своего родного края, исторического прошлого своей станицы, знакомимся с уникальными природными комплексами. И однажды подумали: ведь с некоторыми объектами можно познакомиться «вживую»! Это позволит познавательную деятельность совместить с оздоровительной, что является очень важным моментом в воспитании дошкольников.
Территория нашего детского сада достаточно объёмная. Некоторые участки никак не используются, там просто деревья. Мы подумали о том, что даже занятия физкультурой можно сделать более интересными и увлекательными для детей. Привлекли к работе специалистов, создали творческую группу педагогов, которую возглавил физинструктор. Изучив литературу по данному вопросу, а так же побродив по просторам Интернета, привели к мысли о создании “Полосы препятствий” на участках в качестве эксперимента. Мы хотели убедиться в необходимости и правильности такого решения и чтобы целесообразно использовать оставшуюся свободную территорию.
Некоторые планы пришлось изменить. Возникла мысль использовать “Полосу препятствий” для обучения детей ориентированию на местности, умению вести себя в природе. В результате появилась идея соединить всё это в единую систему воспитания и обучения детей. Так и появилась “Полоса туризма”.
Мы начали изучение “азов” туризма – основных правил, технических приёмов, походной этики. Ведь благодаря этим знаниям походы принесут ребятам пользу и удовольствие.
За основу мы приняли следующие опорные точки:
- туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из важных средств воспитания не только детей, но и взрослых;
- работа по туризму создаёт благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков;
- туристская подготовка учит преодолевать препятствия, ориентироваться на местности, дети лучше узнают друг друга.
Образовательная ценность туризма состоит в том, что ребята знакомятся с малой родиной, особенностями географического расположения, животного и растительного мира. Ребята начинают осознавать ценность экологии, её значение в жизни всех живых существ. Они воочию видят изменения в живой и неживой природе, сравнивают, анализируют, размышляют. Особенно запомнилось нашим ребятам из отряда «Умка» наблюдение за муравейником. Ребята очень долго наблюдали, как работают муравьи, по каким тропам они ходят, как помогают друг другу. Чтобы закрепить полученный опыт, мы организовали в группе «Муравьиную почту», где ребята делились знаниями, полученными вне стен детского сада о жизни этих маленьких насекомых. Принесли свои рисунки, собрали коллекцию книг и журналов.
С использованием туризма можно продумать самые разны формы работы. Особенно прекрасно проходят занятия не в помещении, а на свежем воздухе (дидактические игры, конкурсные задания, прогулки-разведки, прогулки-поиски, игровые занятия, занятия-соревнования между туристическими группами и др.). В режимные моменты в течение всего дня так же включали ситуации с использованием элементов туризма (подвижные игры с использованием природных и социальных объектов). В качестве заключительного образовательного мероприятия использовали формы активного отдыха: развлечения и праздники с использованием туризма, День здоровья. Одним из наиболее запоминающихся стал проект «Спасание медвежонка». Сначала мы изучили досконально тему: кто такие медведи, где живут, чем питаются, какой образ жизни ведут. А потом, на «Полосе туризма» провели заключительное мероприятие, где ребята вместе с родителями участвовали в квест – игре, выполняли разные задания по спасению маленького зверька.
В работу над проектом были привлечены родители. Мы провели собрания, в ходе которых донесли родителям необходимую информацию о предстоящей работе, и получили их согласие на проведение туристической деятельности с детьми.
На предложение принять участие в предложенном проекте все участники – воспитатели и родители - согласились сразу, решив, что это такая интересная исследовательская и познавательная деятельность, которая станет важной составляющей в развитии и оздоровлении ребенка. Это возможность дополнительного развития детей, а также использование ещё и новой формы закаливания, которой прежде не пользовались.
На данный момент работа в направлении развития туризма не закончена, она продолжается. Мы находимся на продуктивном этапе, который предполагает совместную деятельность детей и взрослых по решению поставленных задач проекта.
На практике мы убедились, что знания, приобретаемые в работе над проектом “Полоса туризма ” тесно переплетаются со всеми образовательными областями.
Занятия на “Полосе туризма” - это коллективная деятельность, позволяющая проявлять детям уважительное отношение к окружающим, отзывчивость, умение работать сообща. Ребята научились заботиться о своих друзьях, оказывать им помощь и с благодарностью принимать помощь от других, доводить начатое дело до конца, быть терпеливым и настойчивым на пути к достижению цели. Очень важно, что у детей формируются представления о значимости здорового образа жизни как для самого ребёнка, так и для его семьи. К тому же такая совместная спортивная деятельность родителей и детей помогает сплотить семью: детям – гордиться своими родителями, а родителям лучше понимать своих детей.
Таким образом, дошкольный туризм, как средство двигательной и образовательной деятельности в работе с дошкольниками, является эффективным средством создания сильной и здоровой личности и крепкой семьи.
Список литературы.
1.Анисимова Т. Г. «Физическое развитие детей 5 – 7 лет» Волгоград 2008. С. 8-17.
2.Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников: Метод. реком. - М.: ЦДЮТ РФ, 1992. – 44 с.
3. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г. Бурашникова А.В.
4. Водолажская И.А. Программа занятий кружка "Мир вокруг нас" для подготовительных групп детского сада //Туристско-краеведческая деятельность дошкольников и младших школьников. Образовательные программы. Вып. 1. - . 5. Кочетова Н. П. Фролова И. Ю. Яблокова А. Е. «Активный отдых дошкольников» Н. Новгород 2000 г. С. 8- 12