НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Сагалакова Л.С. Формирующее оценивание. Рассуждение по алгоритму

Библиографическое описание:
Сагалакова Л.С. Формирующее оценивание. Рассуждение по алгоритму // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.

Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель – ученик.

Основная цель данного вида оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т. е. на дальнейшее обучение и развитие. Согласно мнению зарубежных исследователей П. Блэка, Д. Вилиама, основной чертой формирующего оценивания является применение приемов и методов, улучшающих качество знаний обучающихся. Данный вид оценивания является инструментом обратной связи для учителя и для ученика, который позволяет оценить текущее состояние обученности и определить перспективы дальнейшего развития учащегося (В. Харлен, М. Джеймс). Формирующее оценивание будет являться таковым только в том случае, если его результаты будут немедленно использоваться для определения новых путей и форм обучения (Л. Шепард). Для проведения формирующего оценивания не важно, какие формы, приемы и методы используются. Формирующее оценивание характеризует не применение определенных заданий, а цель проведения – личный прогресс ребенка в обучении.

Характеристики формирующего оценивания

Формирующее оценивание учебных достижений школьников, по мнению ученого и педагога М. А. Пинской, обладает следующими характеристиками:

– встраивается в процесс преподавания и учения и является их существенной частью;

– предполагает обсуждение и общее признание учебных целей учителями и учениками;

– помогает ученикам осознавать те учебные стандарты, которых они должны достичь;

– вовлекает учеников в самооценивание или партнерское оценивание;

– обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознать, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать;

– укрепляет уверенность ученика в том, что он может достичь прогресса в учебе;

– вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.

С точки зрения зарубежных исследователей, для формирующего оценивания образовательных достижений школьников должны быть созданы следующие условия:

1) задания для оценивания соответствуют содержанию изученного материала;

2) используются знакомые учащимся и соответствующие их возрасту формы заданий. Цели заданий – выявить проблемы, возникающие в процессе обучения у каждого ученика. Важно, чтобы учителю был понятен ход размышлений, который в процессе выполнения задания приводит учащегося именно к этому результату (как школьник получил такой ответ, не является ли его ответ случайным, необдуманным и непонятым самим учеником);

3) результаты проведенного оценивания сразу же доступны для учителя и ученика. Учитель и ученик будут иметь возможность по результатам оценивания планировать определенные действия, направленные на повышение качества знаний;

4) процесс формирующего оценивания непрерывен. Оно проводится не только по итогам, но и в процессе изучения определенной темы (раздела);

5) достижения учащихся рассматриваются в их динамике, т. е. результаты данного оценивания сравниваются с предыдущими результатами ученика.

Стратегии формирующего оценивания

Существует несколько стратегий формирующего оценивания. Английские ученые Д. Вилиам и П. Блэк предлагают следующую стратегию:

На первом этапе работы: определить намерения обучающихся и критерии успеха.

А далее:

1) создать условия для обратной связи, которая обеспечит продвижение обучающихся вперед;

2) активизировать работу учащихся в группах и парах для проведения взаимооценки;

3) объяснить учащимся, что они являются организаторами своего собственного обучения.

Метод формирующего оценивания «Рассуждение по алгоритму»

Назначение: для определения места ошибки в рассуждении учащегося, упрощения запоминания правил.

Описание: на первом этапе работы учитель совместно с учащимися вырабатывает алгоритм выбора ответа на поставленный вопрос, который доступен учащимся: он записывается на доске, в тетради учащихся, выносится на слайд презентации. На втором этапе учащиеся выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе учащиеся, используя заранее разработанный алгоритм, рассказывают о результатах своей работы, объясняя логику своего рассуждения.

Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные.

Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (взаимооценка). Цель проведения: высказывание ученика по алгоритму позволит учителю немедленно выявить, в каком месте алгоритма произошла ошибка, и объяснить учащемуся причины ее возникновения.

Пример рассуждения по алгоритму

После составления алгоритма выбора времени глагола и выполнения задания устный ответ учащегося может быть, например, таким: «Определил, когда произошло действие. Поскольку действие происходит сейчас, выбрал настоящее простое время глагола. Определил тип предложения. Предложение утвердительное, поэтому нет необходимости использовать вспомогательный глагол. Определил, чем выражено подлежащее. Подлежащее выражено местоимением она, следовательно, у глагола‑сказуемого на конце необходимо добавить букву ‑s. Мой ответ…». Такое алгоритмизированное высказывание позволит учителю немедленно выявить проблему ученика, если она существует, и объяснить, в каком месте алгоритма произошла ошибка и причины ее возникновения.

Пример алгоритма выбора грамматического времени

Рисунок 1

Диагностика результатов

Наименование результата: усовершенствование навыка выбора нужной грамматической формы - времени глагола.

Диагностика: анализ количества зелёных, жёлтых, красных карточек, количества допущенных ошибок в задании. Анализ устных высказываний по алгоритму.

Библиографический список

1. Карамзин Д.А. Алгоритм как основа эффективного усвоения знаний на уроках английского языка. [Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/ (дата обращения: 01.04.2022).

2. Крылова О.Н. «Технология формирующего оценивания в современной школе учебно‑методическое пособие»: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=42575507 (дата обращения: 01.04.2022).
2023