Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Казакова Е.С., Миронова С.В., Филяберт И.В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями посредством конструирования

Библиографическое описание:

Казакова Е.С., Миронова С.В., Филяберт И.В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями посредством конструирования // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.

Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является актуальной для детей дошкольного возраста, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности и формирования высших психических функций человека.

Навык ориентировки у детей с особыми образовательными потребностями развивается с опозданием. Основными причинами этого являются бедность практического опыта ориентировки и слабость мыслительного компонента, пространственного анализа и синтеза. Формирование пространственных представлений у детей с особыми образовательными потребностями нарушается по всем направлениям. Дети этой категории испытывают существенные трудности в овладении действиями восприятия, в приобретении опыта практического преобразования пространства, при его отражении в слове и в продуктивных видах деятельности. Большинство детей с особыми образовательными потребностями 4-5 лет, посещающие комбинированную группу, не ориентируются в собственном теле, не знают названия частей тела, не владеют словесными обозначениями их пространственного расположения. Впоследствии такие дети не умеют опираться на знание схемы собственного тела, определять расположение объектов относительно себя.

На сегодняшний день нет целостной картины особенностей развития пространственной ориентировки у данной категории детей, а также способов коррекции имеющихся нарушений. Между тем, формирование у ребенка пространственных представлений - одна из важнейших задач инклюзивного образования. Недостаточность ориентировки в пространстве к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

В связи с этим в нашей группе применяется система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений, которая включает: ориентировку «на себе» и освоение «схемы собственного тела»; ориентировку «на внешних объектах» и выделение различных сторон предметов: передней, задней, верхней, нижней, боковых; освоение основных пространственных направлений: вперед – назад, вверх – вниз, вправо – влево; определение расположения предметов в пространстве «от себя»; определение собственного положения в пространстве относительно различных объектов; определение пространственного размещения предметов относительно друг друга; определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости.

В дошкольном возрасте особое внимание необходимо уделять практической деятельности, в ходе которой формируются пространственные представления и понятия. Одним из таких видов деятельности является конструирование. Это разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.

При конструировании для развития пространственных ориентировок нами широко используются игры с использованием развивающего дидактического материала:

- палочки Х. Кюизенера. С помощью данного дидактического материала возможно делить целое на части, измерять объекты условными мерками, это способствует запоминанию состава числа из единиц. Данная работа развивает у детей пространственные представления и навыки практической ориентировки на плоскости.

- Логические блоки Дьенеша. Используя логические блоки в играх, дети учатся моделировать важные понятия математики, что также способствует развитию пространственных ориентировок, в том числе в трехмерном пространстве.

- Кубики «Сложи узор» Б.П. Никитина. Работа с ними позволяет составлять из 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в большом количестве вариантов. С детьми, имеющими большие трудности в пространственной ориентировке, работу начинаем с использования узоров из 4 кубиков. Образец выкладывается педагогом, ребенок конструирует свою фигуру рядом. Если задание вызывает затруднения, педагог выкладывает часть фигуры из 2–3 кубиков и дает возможность ребенку завершить постройку. После свободного ориентирования в фигурах из 4-х кубиков мы переходим к складыванию узоров из 9 кубиков.

- Пособие «Сложи квадрат» Б.П. Никитина. Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, дети выполняют несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей.

- счетные палочки. Выполняя задания по выкладыванию фигур из палочек, включается в работу максимальное количество анализаторов. Эти упражнения всегда интересны детям, повышают работоспособность на занятиях, совершенствуют тонкие дифференцированные движения пальцев рук, развивают творческие и речевые способности детей.

Одним из основных условий проведения игр на развитие пространственных представлений у детей является четкая речь педагога, точное и правильное употребление пространственных понятий. Необходимо побуждать детей самостоятельно использовать пространственные понятия для более осмысленного освоения пространства и обеспечения переноса усвоенных знаний и умений в другие виды деятельности.

Система работы по развитию пространственных представлений у детей с особыми образовательными потребностями посредством конструирования способствует развитию умения у детей правильно ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с предметами, окружающими его, взаимодействовать с детьми и взрослыми. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей.

Библиографический список

1. Ковалец, И. В. Формирование у дошкольников пространственных представлений. - М.: ВЛАДОС, 2007. – 72 с.

2. Павлова Т. А. Развитие пространственногоориентирования у дошкольников и младших школьников. М.: Школьная пресса, 2004. – 125 с.

3. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Сфера, 2007. – 187 с.

4. Учусь ориентироваться в пространстве. М.: Школьная пресса, 2010. – 78 с.

5. Шестернина Н. Л., Белая К. Ю. Учись ориентироваться в пространстве: дидактический материал в картинках. М.: Школьная пресса, 2011. – 62 с.
2023