Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf
В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, однако не всегда получается включить родителей в этот процесс.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи очевидна и попала в разряд самых актуальных. Семья и ДОУ, являясь основными институтами социализации и воспитания дошкольников, не могут осуществлять данные процессы эффективно и оптимально для развития ребенка без сотрудничества и взаимодействия.
Целью моей работы с родителями стало установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника. Учитывая намеченную цель, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Создать в группе условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества;
2. Привлечь семьи воспитанников к участию в совместных мероприятиях в ДОУ;
3. Обогатить отношения детей и родителей путем эмоционального общения.
В первые дни знакомства с родителями и ребенком, я провожу анкетирование с целью изучения семьи и установления контакта с ее членами, выяснения образовательных потребностей родителей, изучения положительного опыта родителей, их трудностей, ошибок, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. По результатам анкетирования разрабатываю памятки, на актуальные темы.
Каждый месяц, согласно плану работы с семьей, я посещаю семьи своих воспитанников. Основная цель визита – выяснение жилищных условий ребенка, есть ли у него своя комната, сколько у него книг, игр, игрушек и какие они, а также познакомиться с малышом и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение приносит пользу не только родителям, но и мне. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На традиционных групповых родительских собраниях знакомлю родителей с задачами и методами воспитания детей. В повестку дня включаю доклад (по наиболее важной теме), сообщение кого-нибудь из родителей об опыте семейного воспитания, обсуждение текущих организационных моментов, практическую деятельность с детьми и родителями. На проводимых мною собраниях я часто включаю тренинги для родителей, во время тренинга родители выступают в роли детей. Интересно прошел, например, тренинг для родителей «Как сказать ребенку нет». Было проиграно много разных ситуаций (родители побывали в роли детей, мы в роли родителей). После окончания собрания родители в индивидуальном порядке задают вопросы, которые их волнуют или не были освещены.
В своей работе я использую разнообразные формы сотрудничества с семьями воспитанников (семинар–практикум; мастер-класс; семейные праздники; семейная ассамблея; акции; оформление фотогазет, стендов; конкурсы семейного творчества). Практика показала, что использование традиционных методов сотрудничества с семьей недостаточно эффективно. Поэтому я решила, не исключая традиционные методы, чаще применять в работе с семьями своих воспитанников нетрадиционные формы и методы работы.
Одной из таких нетрадиционных форм сотрудничества в моей группе стали заседания в педагогических гостиных: «Наш друг-книга», «А ну-ка мамочки».
Так, проводя заседание в педагогической гостиной на тему «А ну-ка мамочки!» я создала все условия для равноправного участия детей и родителей в игре и продуктивной деятельности, обогащения отношений через эмоциональное общение. Структура встречи состояла из четырех частей: приветствие (в форме игры «Снежный ком»), которое позволило снять напряжение и настроиться на дальнейшее взаимодействие, основной части (включающей в себя разнообразные игры и задания, соответствующие тематике гостиной). После игр - продуктивная деятельность, рисование «Цвет моего настроения». И в заключение встречи в гостиной мною была проведена коротенькая игра-прощание «Дотронься до….), которая позволила закрепить положительный эмоциональный фон.
Одной из успешных форм я считаю проведение спортивных досугов, таких как: «Мой веселый звонкий мяч» и «Папа, и я лучшие друзья». Во время таких досугов дети вместе с родителями соревнуются, танцуют, читают стихи. При проведении таких досугов я стараюсь создавать условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи.
Без внимания не остается и экологическое воспитание, я провожу совместно с детьми и родителями акции. Традиционными стали такие акции, как «Покормите птиц зимой», «С каждого по зернышку», «Сохраним лесную красавицу», «Первоцветы». Опыт показал, что такие акции не только формируют экологическую культуру, но и воспитывают доброту, сплоченность и желание помочь в трудной ситуации.
Интересная форма сотрудничества с семьей – творческие конкурсы. Так в моей группе активно проходят конкурсы творческих работ, («Пасхальная радость», «Осенние дары», «Зимняя сказка»). Все семьи с энтузиазмом подходят к участию. Поделки делают из различных материалов.
Новая, но уже полюбившаяся родителям форма это мастер-класс. Так в преддверии праздников 23 февраля и 8 марта я провела мастер-классы: «Галстук для папы» и «Красивая сумочка», на которых родители совместно с детьми изготавливали подарки к предстоящим праздникам. Такая форма не только объединяет детей и родителей в общих делах, но и помогает разнообразить свой досуг дома.
Невозможно представить группу детского сада без родительского уголка. Такой уголок для родителей «Для Вас, родители» есть и в моей группе. В нем я размещаю полезную для родителей и детей информацию: режим дня группы, ежедневное меню, полезные статьи и памятки для родителей. Также оформляю папки–передвижки к праздникам: «День Защитника Отечества», «День матери», «День любви, семьи и верности» и другие. Так же оформила сезонные папки-передвижки и на другие темы, касающиеся жизни родителей и детей: «Роль семьи в воспитании ребенка», «Капризы и упрямство малыша», «Особенности адаптации ребенка к детскому саду», «Безопасность ребенка» и другие.
Активность родителей в создании фотогазет и стендов говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Так были оформлены такие стенды: «9 Мая – День Победы», «Выходной в семье», «Профессия – воспитатель» и стенгазеты: «Мама, мама, мамочка…», «Лучше папы друга нет».
Анализируя проведенную работу, я могу сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя. Вырос уровень родительской активности, они начали проявлять искренний интерес к жизни группы.Увеличилось посещение родителями мероприятий, проводимых в группе.
Библиографический список
1. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М..: "Просвещение", 2011. - 190 с.2. Взаимодействие семьи и ДОУ/ сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина, – Волгоград: 2014.
3. Социальное партнёрство детского сада с родителями: сборник материалов/ сост. Т.В. Цветкова, – М.: ТЦ «Сфера», 2013.
zaynutdinov_2004@mail.ru, +7(918)2606758