Проблема воспитания в духе народности, которая волновала умы прогрессивных деятелей мировой культуры, науки и педагогики (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, Н.И.Пирогов, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский, В.И.Вернадский и др.), в настоящее время становится социально-педагогической проблемой в нашей многонациональной стране. В основе этнокультурного образования лежит позитивное восприятие школьниками своего исторического прошлого, раскрытия глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождения лучших национальных традиций. [1,11] Этнокультурные воспитательные традиции народа представляют собой систему ценностей, традиций, отношений, которые являются составной частью культуры. Поэтому главная задача этнокультурного образования – сплочение этнически разноаспектного и мозаичного образования в единое образовательное, воспитательное пространство, объединяемое общими ценностями высокой духовной культуры, основанной на принципах гуманизма, толерантности и культуры мира. У детей необходимо сформировать осознание того, что они живут в многонациональном обществе, где каждая народность имеет свои язык, веру, уклад, обычаи, менталитет, где все народности равны и где нет «своих» и «чужих». Умение сосуществовать в многонациональной среде, толерантное восприятие такого социума возможно лишь в том случае, если эти установки прививать ребенку с малых лет. Республика Башкортостан является неповторимым «лоскутным одеялом», характеризующимся неповторимым сочетанием культур русского, башкирского, татарского, марийского, чувашского, удмуртского и других народов, которые составляют основу ее населения. Через знакомство с фольклорными произведениями дети разных национальностей приобщаются к культуре других народов. Ребята приходят к выводу, что культура этносов имеет одинаковое жизненное содержание, одинаковые ценностные и нравственные ориентиры, но в то же время культурное наследие любого народа по-своему красиво, самобытно, неповторимо, к нему нужно относиться очень бережно. Исследуя проблему учета этнокультурного компонента в структуре и содержании начального образования, можно выделить следующие рекомендации: - отражать максимально развернуто в учебных планах работу, включающую введение этнокультурного компонента в содержание образования; - привлекать к работе семью, воспитателей дополнительного образования; - знакомить ребенка со своей семьей, с Родиной, со своей культурой; - знакомить детей с культурами других народов. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующею мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно знакомить школьников с культурой народов через фольклор, их музыку, песни и танцы, обычаи и обряды, традиции, декоративно-прикладное искусство, национальную одежду и другое. Образование должно исходить из идеи, что все школьники, независимо от этнической принадлежности и других культурологических характеристик, должны иметь равные возможности получать полноценное образование, уважение и внимание, а также социальное развитие в соответствии со своими потребностями. Оно признает уникальность каждой культурной группы в школе и признает те из них, которые носят социальный характер, и отвергает авторитарность, навязывание ценностей. Школа призвана сформировать у учащихся новые мировоззрения. Но пока еще школьные программы недостаточно учитывают региональные местные национальные особенности детей, не используют богатый потенциал народной педагогики. Учет национальных и индивидуальных особенностей учащихся предполагает знание национальных традиций и специфики их влияния на формирование нравственности. Поликультурная школа должна способствовать социализации детей, независимо от их национальности, расы, вероисповедания, социального положения в родной национальной, межнациональной и мировой культурах. Поэтому, организуя воспитательную работу с учащимися, учителя не могут не учитывать, традиций, обычаев тех или иных народов. [1, 15] Использованная литература: 1. Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная школа / К.Ш.Ахияров, Мин. образ. РФ; Южно-Уральский НЦ РАО; науч. Совет по педагогике и психологии и др. — Уфа: БГПУ, 2000. - 328 с. 2. Голошумова Г. С. Этнокультурное образование младших школьников / Г.С.Голошумова, Н. Г. Свинина // Начальная школа. - 2003. - №8. – с.22 -27. 3. Куц В. А. Воспитание и фольклор: возвращение к истокам / В. А. Куц, А. А. Замостьянов // Народное образование. - 2005. - №1. – с.227 -235.