Актуальные вопросы начального общего образования

Амбросова Н.В. Технология критериального оценивания

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


Аннотация
Статья посвящена вопросу практического использования технологии критериального оценивания на уроках.
Ключевые слова. Критериальное оценивание, формативное оценивание, суммативное оценивание, взаимооценивание, самооценивание.
Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной – залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности для того, чтобы понять, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. [2]
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования; способствующий формированию ключевых компетентностей учащихся. Критерии оценивания разрабатываются по каждому предмету. При грамотном составлении критериальной шкалы учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что стимулирует достижение более высокого результата образования и формирование учебной самостоятельности.
Критериальное оценивание включает в себя формирующее оценивание и суммативное оценивание.
Формирующее оценивание предназначено для определения текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе, осуществления оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения. Оно позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала. Формирующие отметки не влияют на итоговые. Цель – снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении материала. Формирующее оценивание позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения констатирующей работы. Количество формирующих оценок не регламентируется. Право учителя – выставлять при формирующем оценивании отметки или нет. [3]. Различные техники формирующего оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание. Перечень техник большой. Предлагаю описание некоторых из них, которые я использую в своей работе: «Закончи предложение», «Волшебная лесенка», «Волшебная линеечка», «Светофорик», «Балловая оценка»
Например, на уроке русского языка во время написания словарных слов использую для формативного оценивания лист результативности. Ученики под диктовку записывают слова, ставят ударение, подчеркивают орфограммы. Свою работу каждый ученик оценивает сам по следующим критериям: правильное написание букв, верное написание орфограмм, постановка ударения, соблюдение правильного письма. Каждый ребёнок оценивает сам себя по данным критериям, ставит плюс в той графе, где его работа совпадает с данным критерием. Затем, ребята чётко проговаривают что у них получилось и говорят свои минусы, где не совпадает данный из критериев. И каждый из ребят ставит перед собой цель, как исправить свои ошибки, написание каких словарных слов им нужно запомнить. На следующих уроках русского языка я продолжаю работу со словарными словами, где учитываю ошибки, которые были допущены на предыдущем уроке. Таким образом, я вижу как каждый ученик запомнил написание словарных слов. На уроке математике при решении уравнений использую следующие критерии: правильное нахождение неизвестного компонента, верное вычисление, верная проверка, верное оформление уравнения. На уроках литературного чтения при выразительном чтении стихотворения ученики проводят самооценку и взаимооценку по следующим критериям: чтение целыми словами, соблюдение пауз, правильная постановка ударения, безошибочное чтение, выразительное чтение.
Таким образом, при использовании формирующего оценивания на уроках учащиеся стали критичнее относиться к себе и к своим товарищам, высказывать свою точку зрения. Они увидели свои пробелы в знаниях, поняли, что могут сами исправить, но для этого нужно приложить старания, усилия, желание научиться чему – либо.
Предназначение суммативного оценивания – определения уровня сформированности ключевых компетенций при завершении изучения блока учебной информации. Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки ключевых компетенций, отработанные в процессе изучения материала
Хочется привести пример организации и проведении самостоятельной работы по математике. На подготовительном этапе необходимо познакомить учащихся с содержанием предстоящей работы, указать им страницы учебника, которые посвящены проверяемой теме. Проверку правильности выполнения работ можно провести на основе «Анализ результатов работ». В самих же работах учащихся разумно не исправлять ошибки, а ограничиться лишь указанием их номеров. Ученику предоставляется возможность самостоятельно выявить ошибки и недочеты в выполненной работе, используя «Перечень возможных ошибок». Ученику предлагается дополнительное время для подготовки и устранения допущенных ошибок на основе выполнения задания для коррекции. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению. Каждому учащемуся предоставляется возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку. При выставлении окончательной отметки учитываются лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые отменяют предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным. [1]
Основным инструментом итоговой оценки является итоговая комплексная работа, которая представляет собой систему заданий различного уровня сложности по основным предметам начальной школы. Итоговая комплексная работа – это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий младшего школьника.
Подготовка учащихся к успешному выполнению итоговой комплексной работы ведется в течение всего учебного года. Подготовку детей к выполнению контрольной работы можно условно разделить на два этапа.
Этап 1. Обязательное знакомство учащихся с аналогичными заданиями. В течение учебного года на уроках по всем предметам ученики выполняют задания с выбором ответа, с кратким ответом, дополнением ответа, со свободным ответом. К окончанию учебного года обучающиеся уже хорошо знакомы с образцами оформления заданий разного типа.
Этап 2. Незадолго до итоговой комплексной работы должна быть проведена аналогичная работа с другим текстом.
Основная цель предварительной итоговой комплексной работы – предотвратить стресс при предъявлении контрольной работы. Не все дети могут усвоить правила выполнения заданий комплексной работы. Их пугает и настораживает объем работы, ее межпредметный характер, повышенный уровень самостоятельности. При выполнении заданий, аналогичных заданиям итоговой комплексной работы, дети должны ознакомиться со всеми требованиями и правилами их выполнения и оформления. Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции. Обучающиеся имеют право на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и (при желании) на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высоких уровней учебных достижений.[4]
Существуют педагогические приёмы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки в начальной школе. Это становится возможным благодаря применению различных видов оценок. Кроме фиксирующей оценки, выставленной учителем, есть такие виды оценок: рефлексивная оценка(определяется ребенком самостоятельно. Он четко видит, что умеет (согласно критериям) и к чему нужно стремиться); прогностическая оценка(оценка, которую дает своим умениям и знаниям сам ученик, когда ему предстоит решить ту или иную задачу);ретроспективная оценка(оценка, которую выставляет сам себе ученик за уже выполненное задание); констатирующая оценка(оценка, которую получает школьник после выполнения контрольных, самостоятельных и прочих итоговых видов работ).
На уроках использую прогностическую и ретроспективную самооценку. Ребятам нравится такой вид оценивания. При ретроспективной самооценке ученик проверяет работу и сдаёт на проверку. Учитель исправляет ошибки и возвращает тетрадь. Ученик, видя исправленные ошибки, соотносит с критериями оценивания и результат символом фиксирует на полях. Формирование прогностической самооценки осуществляю следующим образом. Ученику предлагаю выполнить задание, он внимательно знакомится с содержанием задания, соотносит свои возможности с работой и до выполнения себя оценивает. После выполнения задания снова идёт оценивание. Таким образом, сравнение прогностической оценки с ретроспективной, позволяет ребёнку увидеть свои успехи и затруднения.
Таким образом, повышение качества образовательного процесса тесным образом связано с повышением качества знаний и успеваемости учащихся. Без формирования положительной мотивации учащихся это решить невозможно. Критериальное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. Оценки, получаемые за промежуточную работу не выставляются в журнал и это превращает работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Оценивание превращается в совместную работу по критериям, принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.
Список литературы
1. Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся (1-4 классы): методическое пособие/ О.А.Захарова.- 2-е изд., стереотип.- М.: Академкнига/Учебник, 2016. – 320с.
2. Парамонова Н.А. Доклад. «Система критериального оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в контексте обновления содержания образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://урок.рф/library/sistema_kriterialnogo_otcenivaniya_uchebnih_dostizhe_234456.html (дата обращения: 10.01.2019).
3. Фурцева Г.В. Мастер-класс «Технология критериального оценивания образовательных достижений учащихся». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-tehnologija-kriterialnogo-ocenvanija-obrazovatelnyh-dostizhenii-uchaschihsja-v-moei-rabote.html. (дата обращения: 10.01.2019).
4. Чуракова Р.Г. и др. Итоговая комплексная работа. Методические указания по организации и проведению. [Текст]: Методическое пособие: Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/ 2015.
2019