НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Вихарева И.А. Правила хорошего тона

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


Форма проведения: решение проблемной ситуации (эксперимент).
Цель: способствовать развитию нравственных представлений детей о правилах хорошего тона, как важного компонента культуры человека.
Задачи:
-уточнить и систематизировать знания детей о правилах хорошего тона, применении их в повседневной жизни;
-обогащать представления детей о вежливости, доброте, дружбе, используя ситуацию выбора, решение проблемных ситуаций, ИКТ и экспериментальную деятельность с палочками и зеркалами;
-совершенствовать этикетные коммуникативные умения и навыки: умение выслушивать товарищей, не перебивать говорящего, проявлять доброжелательность и др.;
-развивать речевую активность детей, умение связно рассказывать об известном, употреблять этикетные формы приветствия, прощания, благодарности;
-воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение детей друг другу.
Дидактический материал: силуэт «солнышко» со съёмными лучами, дерев. палочки, зеркала по количеству детей, красивая коробочка, порванные книга и мячик, большой экран, проектор мультимедиа, компьютер.
Предварительная работа: решение проблемных ситуаций из повседневной жизни детей, рассматривание иллюстраций из серии тематических папок «Детский сад», «Семья», «Эмоции и чувства», разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о вежливости, чтение художественных произведений: В. Осеевой - «Волшебное слово», «Сыновья», «На катке», «Почему», «Три товарища»; Н Носова – «Огурцы», «Фантазёры»; нанайской ск. «Айога», ненецкой ск. «Кукушка» и др.
Ход.
1 часть.
-Ребята, вот и начался новый день! Давайте, поздороваемся друг с другом улыбкой, возьмёмся за руки и произнесём наш волшебный заряд бодрости:
Мы за руки возьмёмся,
Друг другу улыбнёмся!
Я твой друг и ты мой друг.
Улыбнулись все вокруг! (образуя круг, дети дружно произносят заряд бодрости).
Дети садятся.
-Ребята, посмотрите и послушайте необычную историю, которая произошла недавно с детьми. (На экране транслируется конфликтная ситуация между детьми). (В одном детском саду были дети. Ходили – ходили они в детский сад. Да вот беда – за что они не брались, всегда ссорились и дрались. Хотели они книгу почитать. Не смогли! Тянули - тянули книгу каждый к себе. Хотели дети с мячом поиграть. Не смогли! Делили - делили мяч,… И вот что у них получилось (педагог показывает детям лопнувший мяч и порванную книгу).
-Как вы думаете, почему так получалось? (дети были не дружные, не смогли договориться, не знали вежливых слов, не умели уступать и др.).
-Хотели бы вы быть такими же?
-А какими бы вы хотели быть? Кто такой воспитанный человек?
-Сможем ли мы помочь этим детям? Конечно, потому что у нас в группе дети воспитанные, добрые, вежливые, умеют дружить, договариваться.
-Давайте попробуем помочь, а заодно и сами вспомним правила хорошего тона, станем ещё лучше!
-Вспоминать правила будем вместе с солнышком, с каждым правилом оно будет светить ярче (педагог показывает солнышко).
2 часть.
Правило 1 – воспитанный человек должен быть вежливым!
-Что значит быть вежливым? (знать вежливые слова, говорить их везде и всегда).
-У нас в группе есть коробочка вежливых слов, откроем её и послушаем слова
( педагог открывает коробочку).
-Ой, а в коробочке пусто. И не случайно, ведь мы часто пользуемся вежливыми словами. Назовём эти слова и положим их в коробочку.
Упражнение «Назови вежливые слова» (дети, отвечая на вопросы называют вежливые слова и «складывают» их в коробочку).
-Какими словами можно приветствовать своих знакомых?
-Какие слова говорят при прощании?
-Какие слова говорят, когда благодарят?
-Если обидели кого-нибудь?
-Если вы попросили о помощи?
-Посмотрите, какая коробочка стала полной, тяжёлой! Много вежливых слов мы назвали и положили в коробочку! Посмотрим, все ли слова удалось нам вспомнить. (На экране транслируются ситуации с использованием вежливых слов, педагог с детьми делают обобщение о многообразии данных слов). А нашему солнышку добавим лучик вежливости (педагог добавляет луч).
-Чтобы узнать второе правило, нужно крепко взяться за руки и пройти за мной. Дети встают вокруг стола.
Правило 2 – воспитанный человек умеет дружить!
-Как вы думаете, что значит уметь дружить? (не ссориться, уметь договариваться, уступать, радоваться за успехи друзей, помогать им в трудной ситуации, заботиться о них, утешать если загрустили и др.).
-Дружба великая сила! Одному без друзей справиться трудно, а вместе легко. Давайте, проверим это – проведём эксперимент.
Эксперимент с палочками.
(дети встают вокруг стола, на котором разложены палочки).
-Возьмите по одной палочке и попробуйте её сломать. Легко ломается? Так и с человеком бывает. Без друзей трудно справиться с неприятностями. «Один в поле не воин».
-А теперь отсчитайте и возьмите 10 палочек, попробуйте их сломать все сразу. Это сделать труднее. Так вот и с человеком бывает. С друзьями легче пережить все невзгоды. « Один за всех и все за одного».
-Нашему солнышку добавим лучик дружбы.
-Чтобы узнать третье правило нужно выполнить упражнение, которое поднимает настроение.
Упражнение «Радость» (педагог и дети отхлапывают в ладоши ритм, остальные его повторяют).
Правило 3 – у воспитанного человека хорошее настроение!
-Ребята, какое настроение бывает у доброго, воспитанного человека чаще всего? (весёлое, радостное, озорное, жизнерадостное).
-А почему? (потому что он совершает добрые поступки, которые поднимают настроение, от которых хочется улыбаться, радоваться). (На экране транслируются эпизоды из жизни вежливых детей).
-Проверим, на самом ли деле это так.
Эксперимент с зеркалами.
(дети садятся на ковёр, на котором разложены зеркала).
-Возьмите, пожалуйста, по одному зеркалу. Внимательно послушайте истории, подумайте и покажите настроения, которые они могут вызвать.
-Вы пришли в детский сад и увидели своих друзей (обрадовались).
-Вы встретили своего друга на улице (удивились).
-Вы узнали, что ваш друг заболел и не пришёл в д/сад (огорчились).
-Вы увидели на улице злую собаку (испугались).
-Вы играли с друзьями с мячом, а он лопнул (испугались, удивились).
-Друзья вам рассказали смешную историю (рассмеялись).
-Всё верно, настроение бывает разным. Но у доброго человека оно часто бывает весёлым.
-А нашему солнышку мы подарим лучик хорошего настроения.
-Ребята, посмотрите, как наше солнышко стало светить ярко! Но оно может светить ещё ярче, если добавить лучики.
Упражнение «Добавь лучик» (дети берут с ковра по 1 лучику, добавляют к солнышку и говорят, какими они хотят быть).
3 часть.
-Вот посмотрите, сколько правил мы с вами вспомнили!
-Как вы думаете, помогут ли они детям из другого детского сада? Давайте посмотрим, что произошло с ними. (На экране транслируется разрешённая конфликтная ситуация с теми же детьми).
-Я думаю, они обязательно пригодятся всем. Ведь мы все хотим быть воспитанными, культурными, добрыми.
-Чтобы мы не забыли правила хорошего тона поместим наше солнышко на самое видное место в группе и маленькие солнышки себе на грудь (педагог дарит детям силуэты солнышек, которые можно украсить по желанию).

Библиографический список

1. Е.Б.Боровикова, Н.И.Водина. Формирование нравственного здоровья дошкольников. – М.: Творческий центр сфера. - 2003.
2. М.Ю.Картушина. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. – М.: Творческий центр сфера. - 2004.
3. С.О.Николаева. Занятия по культуре поведения с дошкольниками младшими школьниками. – М.: Владос. - 2004.
2018