НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Германова Н.Н., Дягилева Г.А. Приобщение детей раннего возраста к русской народной культуре

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Приобщение детей к русской культуре – работа не только актуальная, но и интересная. Эта тема очень важна для данного возраста ведь все процессы в жизни малыша требуют сопровождения словом, а здесь, народное творчество не заменимо. Так же работая по данной теме, дети получают первоначальное представление о предметах национального быта, о культуре своего народа. В ней важно все: форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагогов.
В нашем детском саду несколько лет назад создан и действует мини – музей «Русская изба», который используется для проведения фольклорных праздников. Например, Рождество, Пасха, Святки, развлечений, посиделок, экскурсий, творческих мастерских (изготовление и выставка кукол «Куклы наших бабушек» - «Кукла – пеленашка», кукла – самокрутка, кукла – мотанка, кукла – десятиручка). Основное назначение выставок это развивающее: дети узнают историю куклы, учатся играть с ней, у них развивается воображение, художественный вкус, мелкая моторика (скручивание, пеленание, заматывание).
Также стараемся привлечь внимание родителей к истории страны использованием народной игрушки, организуем совместную игровую деятельность родителей и детей.
Конспектом совместной игровой деятельности педагогов, родителей, хотим поделиться.

Посиделки» - совместная игровая деятельность педагоги, дети, родители

Цель: Создание условий для приобщения родителей и детей раннего возраста к традициям русского народа.
Задачи:
1. Создать условия для расширения знаний родителей и детей о традициях русского народа;
2. Способствовать развитию речевой и двигательной активности детей, активизации словаря.
3. Создать условия для воспитания уважения и любви к традициям народной культуры.
Предварительная работа: экскурсия в музей «Русская изба», рассматривание народной игрушки – кукла, беседа с родителями о традициях русского народа, (домашнее задание) изготовление народной игрушки – кукла.
Место проведения: игра занятие проводится в мини музее «Русская изба»
Предметно – развивающая среда: экспонаты музея «Русская изба», «Я кукла».
Технические средства обучения: интерактивная доска, ноутбук, флешка, колонки, мультимедийная презентация «Куклы наших бабушек, видео сообщение.
Словарная работа: чугунок, печка, ложки,
Ход игры - занятия
(Звучит русская народная музыка, дети в костюмах входят в мини музей).
В мотивационном моменте использовали видеописьмо сказочного персонажа (Петрушки), который приглашает всех гостей на русские посиделки.
Ведущая: красна девица вставай, дорогих гостей встречай.
(Хозяйка в русском народном костюме встречает гостей).
Хозяйка:
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем,
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Хозяйка «Хорошему гостю хозяин рад»!
Ведущая принимает каравай, благодарит с поклоном.
(предлагает гостям вспомнить известные пословицы о гостеприимстве).
- «Хозяюшка в дому, что оладушек в меду».
- «Много, гостей, много новостей».
- «Что есть в печи на стол мечи».
В старину долгими зимними вечерами собирались люди в большой избе, где пели, песни, рассказывали сказки, потешки, водили хороводы, говорили шутки – прибаутки и работали: пряли пряжу, вышивали, плели лапти, корзины. Такие вечера назывались посиделками.
(Хозяйка предлагает детям и родителям найти предметы, которые могли бы быть сделаны на посиделках, давайте посмотрим на эти предметы, и украсим ими нашу избу).
А, теперь, я хочу дорогие родители и дети пригласить вас на посиделки.
(Ведущая предлагает поиграть в русскую хороводную игру «Матрешки»).
«Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели (дети присаживаются),
Встали,
Себя показали.
Потопали (топают).
В ладоши мы похлопаем (хлопают).
Хозяйка: Вот мы с вами поиграли.
Вы ребята не сидите, а потешки расскажите.
(дети читают потешки) - хозяйка хвалит детей.
(Звучит музыка, в гости приходит рукодельница, исполняя частушки).
Рукодельница:
Посиделки не безделки, так в народе говорят
У хорошей у хозяйки все дела идут на лад.
Рукодельница: Я пришла не одна, я корзинку принесла.
Есть и спицы и клубки,
Разноцветны лоскутки.
Рукодельница: Но, а теперь пришло время представить свою куклу.
(Родители проводят презентацию своих кукол – мультимедийная презентация «Куклы наших бабушек ).
Ведущая: «Делу время потехе час». Дети давайте посмотрим, что делает наша Хозяйка?
(Хозяйка у печки имитирует приготовление пищи, варит кашу).
Мы хозяюшке поможем,
Мы крупу переберем
Кашу вкусную мы сварим
И гостей всех позовем.
(проводится музыкальная игра «Варись, варись кашка)».
(Ведущая предлагает детям присесть на стульчики).
Ведущая: а, теперь, друзья, скорее
Попытайтесь – угадать,
И прошу вас отвечать.
Проводится викторина для взрослых
Вопросы викторины:
1 Синоним слова «баской» (Красивый).
2 Как называется праздничный головной убор замужней женщины? (Кичка).
3 Что было в красном углу? (Иконы).
4 Как называется песня перед сном. (Колыбельная).
5 Роспись по дереву на золотом фоне. (Хохлома)
6 Что означает слово - «Бредень»? (Невод).
7 Праздник перед Великим постом. (Масленица).
8 Закончи фразу «Гори, гори ясно … (Чтобы не погасло).
9 Как называется игра с завязанными глазами? (Жмурки).
10 Накануне, Рождества? (Коляда).
11 Что означает слова «Доха». ( Шуба).
12 Назовите, основные цвета Гжельской керамики. (Синий, белый).
13 Назовите, новогодние праздники. (Рождество Христово, Святки).
14 Многодетная деревянная кукла. (Матрешка).
15 Что венчает крышу избы? (Конек).
16 Что в старину называли каталками? ( Валенки).
17 Как называется праздник Воскресения Иисуса Христа? (Пасха).
18 Знаменитые дымковские горшки. (Дымковские).
19 Что означает слово «Отава» - (трава).
20 Как в старину называли ласточку – (черногуз).
21 Как называется угол справа от печи? (Закуток).
22 Что, называлось ширинкой? (Полотенце).
23 Что означает слово «Баять»? ( Говорить).
24 Как назывались зрелые ягоды? (Зрелки).
25 Что такое «Дета»? ( Кадка для теста).
26 Как называлась палка с надетой на нее металлической рогаткой? (Ухват).
27 Народная сказка о круглом кондитерском изделии. (Колобок).
28 Как в старину называлась еда? (Явства).
Рукодельница: Заглянули в старину мы,
Может быть не до конца,
Деревенские посиделки рукодельниц
Затронули, наверное Ваши сердца.
Нынче все ведь по сусекам
Личных дач и квартир
Наш досуг порою мелок,
И чего, там говорить:
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить.
Ведущая: Выходите – ка, друзья,
Хозяйку приглашайте.
И веселый хоровод вместе начинайте!
(Проводится хоровод).
Хозяйка: вот и закончились наши посиделки, спасибо, что в гости ко мне пришли.

Библиографический список

1.       Бударина Т.А. Знакомство с русским народным творчеством.
Издательство «Детство – Пресс» 2004 Санкт – Петербург.
2.       Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели»(игры, занятие, потешки)
Издательство «Детство - Пресс» 2006 Санкт – Петербург.
3.       Тихонова М.В.,Смирнова Н.С.»Красна изба.»
Издательство «Детство – Пресс» 2004 Санкт – Петербург.
4.       Богемская К.Г. «Чудо изба».
5.       Канеман Т.И. «Детские подвижные игры».
2019