Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Ольчедаевская Е.В. Тренинг по сплочению педагогического коллектива

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf

Цель тренинга:
Сплочение педагогического коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
— создание неформальных связей и межличностных симпатий;
— помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;
— формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
— налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.

Ход тренинга:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о психологическом климате в нашем коллективе, а так же о важности сплочения коллектива.
Психологический климат-это межличностные отношения, типичные для любого трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. Так, в одном климате растение может расцвести, а в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и психологическом климате в коллективе: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, как можно быстрее, проводить как можно меньше времени в нем, при этом их личностный рост замедляется. Они становятся пассивными в отношении к работе, безразличными. А других, наоборот коллектив оптимизирует, члены его получают массу возможностей, энергии, желание работать, люди получают возможность максимально и полностью реализовать себя. Строительство психологического климата, это большой труд не только администрации, но и каждого из членов коллектива. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверие и требовательность. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество, то достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за проделанную работу. В коллективе каждый должен быть защищен и чувствует себя « в своей тарелке».
Итак, первое, что я вам хочу предложить, это упражнение «Молекулы».
Встаньте все пожалуйста (звучит спокойная музыка). Все вы – АТОМЫ, которые двигаются по комнате свободно. Как только я хлопну, вы объединяетесь по двое, затем по трое и так до сплочения всего коллектива.(беседа по окончании упражнения, какие эмоции испытали).
Следующее упражнение называется «Давление».
Разделитесь на пары, встаньте напротив друг друга, и подняв руки на уровне груди слегка прикоснитесь ладонями друг к другу. Договоритесь, кто из вас будет ведущим сейчас, а кто ведомым. Задача ведущего слегка надавить на ладони другого, затем поменяйтесь ролями. А теперь попробуйте не давить на ладони, а выполнять совместные движения руками (договоритесь сначала, что будете делать), так чтобы в ваших руках возникло совместное тепло и понимание друг друга.
А теперь присядем и обсудим, что вы чувствовали, с какими проблемами столкнулись. Что мешало или наоборот помогало?
-В какой ситуации вам было эмоционально комфортно, когда вы давили или когда на вас давили? (возможно, было не комфортно в обоих случаях).
-Что вы почувствовали. Когда работали синхронно, договорившись? Приятно ли вам было?
Не забывайте НИКОГДА, что стремясь к психологическому давлению на партнера в общении (будь то родитель, коллега, ребенок, мы рискуем вызвать у него не подчинение, а возмущение). И вместо помощи и совместной работы, он просто откажется работать с нами.
Следующее упражнение называется «Мы вместе».
Встаем и строимся в шеренгу (завязываю скотчем ноги, с права и слева с соседом).
Ваша задача пройти по островкам друг за другом не произнеся ни одного звука, если вы сказали, хоть одно слово, то вы проходите еще один круг. В конце я развязываю вас.
Как вам упражнение? Сложно было? Что именно сложно? Почему?
Присаживайтесь.
А теперь давайте посмотрим ролик. «Эмоциональное выгорание на работе и что с этим делать?»
Ну и следующий этап нашей совместной работы, это конечно Коллаж на тему «Наш коллектив». (Ватман, карандаши цветные, журналы и клей с ножницами). Работа над коллажем.
-Были ли трудности при выборе картинок? Рисунка?
-Возникли ли разногласия в работе?
Ну и заключительное наше упражнение после того, как мы, надеюсь лучше узнали друг друга, «Ты лучше меня…», передавая по цепочке мяч, мы начинаем предложение с этой фразы. Первая начну я. « Ты лучше меня, потому что….».
А теперь сядьте, расслабьтесь (звучит спокойная музыка), закройте глаза. И представьте себя стоящим на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья и шелестит листвой теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносится пересвист птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые облака предвещают отличную погоду. Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве, видно по ней не так часто ходят. Вы, не торопясь, идете по лесу и вдруг сквозь крону листьев видите необычное здание. Вы направляетесь к нему. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед Храмом. Он стоит далеко от суеты городов. Это храм тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступенек и вы у дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы подымаетесь по ступеням, и взявшись за золотую ручку открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные росписи Повсюду полки на которых множество книг, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли-большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его мудрые и добрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча. Подойдите поближе к старцу. Он знает все секреты этого мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, и возможно вы получите ответ, которого так долго искали. Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную серединку. Смотрите на него. Внутри пламени появится сначала размытый, а затем более четкий образ, переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата - запомните её. Время посещения храма заканчивается, поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами. Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь снаружи, солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова оказываетесь в лесу на тропинке, по ней вы возвращаетесь на поляну, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, окидываете взглядом пейзаж вокруг и вновь переноситесь сюда в комнату.
Беседа.
Получили - ли ответ на поставленный вопрос?
Запомнили ли дату?
Какие испытываете чувства?
Понравился ли вам наш тренинг?
Чем понравился?
Что вызвало трудности?
А теперь подойдите ко мне, возьмите волшебные цветочки и прикрепите их друг другу. Но в середине каждый напишет своё пожелание другому. Поблагодарите друг друга за сотрудничество, встаньте в круг и положите руки друг другу на плечи, давайте обнимемся и тихонько так постоим. Мы команда, которая работает в тандеме и результат нашей работы – счастливые улыбки наших деток, их родителей и конечно нас с вами. Запомните это состояние и перенесите его в свою работу. Наш тренинг закончен, спасибо, до свидания.
Список литературы:
1)Берн Э. «Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп». Екатеринбург,2000г.
2)Васильев Н.Н. «Тренинг преодоления конфликтов». СПБ. Речь,2002г.
3)Козлов Н. «Лучшие психологические игры и упражнения». Екатеринбург,1997г.
4)Тростникова Е.В. «Притчи православных старцев».Издательство Борисова 2012г.
2019