Актуальные вопросы начального общего образования

Субханкулова Ф.Ш. Наставничество (из опыта работы)

Библиографическое описание:
Субханкулова Ф.Ш. Наставничество (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/74-3.pdf.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а обучающиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Молодой учитель боится собственной несостоятельности во взаимодействии с учениками, их родителями и опытными коллегами, постоянно волнуется.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Наставничество - метод адаптации к профессии. Перед педагогом- наставником ставятся следующие задачи:

1. Формировать и повышать профессионализм молодого педагога в любой сфере педагогической деятельности.

2. Подобрать эффективные формы профессионального обучения специалиста, имеющие «обратную связь».

3. Координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.

Мой опыт работы с молодыми специалистами показывает, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методические аспекты урока, оформление школьной документации, организация взаимодействия с родителями школьников, осуществление классного руководства. Я пришла к выводу, что проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения. Поэтому оказание методической помощи молодым специалистам традиционно является одной из самой важной составляющей работы школы.

Свою работу с молодым специалистом я выстраиваю в три этапа:

1 й этап – адаптационный. Определяю круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляю недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2 й этап – основной (проектировочный). На этом этапе разрабатываю и реализую программу адаптации, осуществляю корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогаю выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3 й этап – контрольно- оценочный. Проверяю уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяю степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

На этом же этапе молодой педагог приступает к созданию своего профессионального портфолио. Показываю ему своё портфолио, обращаю внимание на требования к нему, подсказываю варианты оформления. а он наполняет методическими разработками, сценариями, дидактическими материалами, педагогическими находками, достижениями, анкетами с отзывами на проведенные уроки и т.д.

В мои обязанности, как наставника, входит обеспечение поддержки молодых педагогов в области:

- разработки программы собственного профессионального роста;

- выбора методической темы для самообразования;

- подготовки к первичному повышению квалификации;

- освоения инновационных технологий;

- подготовки к предстоящей аттестации;

- практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.).

За период сотрудничества с молодым педагогом его уровень профессиональной компетентности повышается, период адаптации проходит успешно.

Наиболее эффективными формами работы с молодым специалистом для меня стали:

- консультации с привлечением учителей высшей и первой категорий;

- вовлечение в работу районного методического объединения;

- ознакомление с опытом других учителей, внедрение передового педагогического опыта;

- накопление базовой информации и разработок в соответствии с темой работы школы;

- мониторинг адаптации молодых специалистов;

- знакомство с новинками методической литературы;

- организация творческих отчётов молодых специалистов.

Моя задача как наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Беседуя с педагогом, стремлюсь:

- выявить трудности, проблемы в работе молодого специалиста и пути их решения;

- проследить достижения по самообразованию;

- выявить степень участия молодого педагога в реализации единой методической темы школы.

Как педагог-наставник я способствую раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекаю его к участию в общественной жизни коллектива, формирую у него общественно значимые интересы, содействую развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Воспитываю в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Таким образом, активное участие в работе школы при поддержке наставника помогает молодому педагогу закрепить и сохранить свое положение в школе, способствует повышению профессионального уровня и развитию личностных качеств. Важным стимулирующим средством роста профессионализма и творчества для моих молодых педагогических кадров являются ежегодные: творческие отчеты, участие в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах профессионального мастерства, выставках, презентациях, проектов по самообразованию, в конкурсах методических разработок.

Каждая форма работы с молодыми специалистами оказывает влияние на достижение тех или иных целей. Система непрерывного профессионального развития помогает достижению молодым педагогом желаемого профессионально статуса и признания в коллективе, среди обучающихся и их родителей, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру, позволяет достичь максимального удовлетворения в педагогической профессии.

Библиографический список

1. Журавлева, Н.Н. Организация наставничества как необходимое условие управления качеством образования [Электронный ресурс] / Н.Н Журавлева, И.А. Талышинская // Вестник педагогических инноваций. – 2022. - № 2.

2. Черноусова, Л.Н. Проект наставничества: от идеи к результату [Текст] / Л.Н. Черноусова // Методист. – 2022. - № 8.
2024-03-04 16:47 2023