Субханкулова Ф.Ш. Наставничество (из опыта работы)
Библиографическое описание: Субханкулова Ф.Ш. Наставничество (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/74-3.pdf.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а обучающиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Молодой учитель боится собственной несостоятельности во взаимодействии с учениками, их родителями и опытными коллегами, постоянно волнуется.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Наставничество - метод адаптации к профессии. Перед педагогом- наставником ставятся следующие задачи:
1. Формировать и повышать профессионализм молодого педагога в любой сфере педагогической деятельности.
2. Подобрать эффективные формы профессионального обучения специалиста, имеющие «обратную связь».
3. Координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.
Мой опыт работы с молодыми специалистами показывает, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методические аспекты урока, оформление школьной документации, организация взаимодействия с родителями школьников, осуществление классного руководства. Я пришла к выводу, что проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения. Поэтому оказание методической помощи молодым специалистам традиционно является одной из самой важной составляющей работы школы.
Свою работу с молодым специалистом я выстраиваю в три этапа:
1 й этап – адаптационный. Определяю круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляю недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2 й этап – основной (проектировочный). На этом этапе разрабатываю и реализую программу адаптации, осуществляю корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогаю выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3 й этап – контрольно- оценочный. Проверяю уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяю степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
На этом же этапе молодой педагог приступает к созданию своего профессионального портфолио. Показываю ему своё портфолио, обращаю внимание на требования к нему, подсказываю варианты оформления. а он наполняет методическими разработками, сценариями, дидактическими материалами, педагогическими находками, достижениями, анкетами с отзывами на проведенные уроки и т.д.
В мои обязанности, как наставника, входит обеспечение поддержки молодых педагогов в области:
- разработки программы собственного профессионального роста;
- выбора методической темы для самообразования;
- подготовки к первичному повышению квалификации;
- освоения инновационных технологий;
- подготовки к предстоящей аттестации;
- практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.).
За период сотрудничества с молодым педагогом его уровень профессиональной компетентности повышается, период адаптации проходит успешно.
Наиболее эффективными формами работы с молодым специалистом для меня стали:
- консультации с привлечением учителей высшей и первой категорий;
- вовлечение в работу районного методического объединения;
- ознакомление с опытом других учителей, внедрение передового педагогического опыта;
- накопление базовой информации и разработок в соответствии с темой работы школы;
- мониторинг адаптации молодых специалистов;
- знакомство с новинками методической литературы;
- организация творческих отчётов молодых специалистов.
Моя задача как наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Беседуя с педагогом, стремлюсь:
- выявить трудности, проблемы в работе молодого специалиста и пути их решения;
- проследить достижения по самообразованию;
- выявить степень участия молодого педагога в реализации единой методической темы школы.
Как педагог-наставник я способствую раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекаю его к участию в общественной жизни коллектива, формирую у него общественно значимые интересы, содействую развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Воспитываю в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Таким образом, активное участие в работе школы при поддержке наставника помогает молодому педагогу закрепить и сохранить свое положение в школе, способствует повышению профессионального уровня и развитию личностных качеств. Важным стимулирующим средством роста профессионализма и творчества для моих молодых педагогических кадров являются ежегодные: творческие отчеты, участие в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах профессионального мастерства, выставках, презентациях, проектов по самообразованию, в конкурсах методических разработок.
Каждая форма работы с молодыми специалистами оказывает влияние на достижение тех или иных целей. Система непрерывного профессионального развития помогает достижению молодым педагогом желаемого профессионально статуса и признания в коллективе, среди обучающихся и их родителей, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру, позволяет достичь максимального удовлетворения в педагогической профессии.
Библиографический список
1. Журавлева, Н.Н. Организация наставничества как необходимое условие управления качеством образования [Электронный ресурс] / Н.Н Журавлева, И.А. Талышинская // Вестник педагогических инноваций. – 2022. - № 2.
2. Черноусова, Л.Н. Проект наставничества: от идеи к результату [Текст] / Л.Н. Черноусова // Методист. – 2022. - № 8.