Тип проекта: Познавательно-исследовательский Участники проекта: дети возраста 4-5 лет, воспитатели, родители. Цель: развитие познавательной активности и творческих способностей детей в процессе изучения мира динозавров и экспериментальной деятельности, расширение кругозора детей. Формирование представлений детей об эпохе динозавров. Проблема: Данный проект помогает дошкольникам проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации. Актуальность темы: Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир давних веков неизведан и загадочен. Только тот, кто сможет оценить неповторимость окружающего нас мира, природы, способен дорожить нашей планетой. Познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль в экологическом образовании дошкольников. Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Задачи: Задачи для детей: - Уточнить и расширить представления о разнообразии динозавров, - Познакомить с наукой – палеонтологией. - Учить выдвигать гипотезы; - Учить сравнивать детей свои предположения с фактами; - Развивать воображение, творчество. - Развивать мышление, речь – суждение в процессе исследовательской деятельности. -Воспитывать сочувственное, бережное отношение к животному миру. Задачи проекта для педагога: - Разнообразить развивающую среду, предметные картинки и наглядно - демонстрационный материал. - Подготовить консультации для родителей. - Создание презентации «В мире динозавров» Задачи проекта для родителей: - Создать условия для участия родителей в образовательном процессе ДОУ. - Выставка работ руками родителей на тему: «В мире динозавров» Продукты проекта: - Пополнение книжного уголка книгами о динозаврах. - Выставка работ руками родителей на тему: «В мире динозавров». - Дидактическая игра «Подбери по тени: динозаврики» - Картотека с изображениями и описаниями динозавров - Пазл «Собери динозавра» - Презентация «В мире динозавров» - Макет «Страна Динозавров» Ожидаемые результаты по проекту: Для детей: - Расширение знаний детей о древних животных, населяющих планету; - Воспитание бережного отношения к животному миру - Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса. Для родителей: - Родители принимают активное участие в проектной деятельности, создают работы своими руками на тему: «В мире динозавров». - Родители ознакомлены с данной темой Для педагога: - Пополнена предметно-развивающая среда. - Повышена компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности. - Оформление презентации «В мире динозавров». - Пополнение музея Принципы работы: • Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями. • Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности. Формы работы по проекту: Познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, учебно-игровая деятельность, коммуникативно-диалоговая деятельность. Материалы и оборудование для исследования и проведения эксперимента. Дополнительная литература, энциклопедии, игровой набор карточек «Динозавры», дидактические игры «Динозавр», «Травоядные или хищные», «Среда обитания динозавров», пластилин, масса для лепки, тесто для лепки, краски, кисти, альбом, набор для творчества «Удивительные динозавры», набор для экспериментирования «Лаборатория археолога», деревянные конструкторы «Скелет динозавра», диск с видеофильмом «Прогулки с динозаврами». Связь с другими видами деятельности: • Организация образовательной деятельности (занятия) из раздела «Формирование целостной картины мира» (образовательная область – познавательное развитие). • Беседы, наблюдения, экспериментирование (образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие). Этапы реализации проекта: Деятельность педагога, деятельность детей, взаимодействие с родителями. I. Подготовительный этап 1. Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований. 2. Чтение книг, работа со справочной литературой (на познавательных занятиях и в совместной познавательной деятельности с воспитателем и родителями); — подбор и систематизацию картинок, стихотворений, рисунков, прослушивание записей криков динозавров; — экспериментирование; — познавательные беседы. — познавательные занятия. 3. Творческая познавательная деятельность детей была представлена: — организация викторин; — художественная деятельность; — самостоятельное экспериментирование. 4. Организация работы с энциклопедиями: «Рассматривание иллюстраций». Проведение беседы на тему: «Кто такие динозавры?» 5. Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований совместно с родителями при помощи дополнительной литературы, энциклопедий и ресурсов интернета. 6. Активное участие в беседе на тему: «Кто такие динозавры?» 7. Познакомить родителей с целями и задачами проекта. 8. Помощь детям в поисках дополнительной информации в литературе, СМИ и интернете. II. Практический этап 1. Рассказ воспитателя на тему «Ледниковый период» 2. Рассматривание иллюстраций про динозавров. 3. Организация просмотра фильма «Динозавры» 4. Разгадывание загадок с детьми. 5. Разучивание с детьми стихотворения «Динозавр – это ящер огромный». 6. Организация ООД «Может этот динозавр прилетел с другой планеты». 7. Проведение ООД макет «Динозаврики» (аппликация). 8. Организация минутки тишины «Слушание песенки про динозавров». 9. Организация подвижных игр: «Догони динозавра», «Зацепись за хвост». 10. Проведение беседы «Самый свирепый хищник». 11. Организация настольной игры с детьми: «Путешествие к динозаврам», «Узнай динозавра по силуэту». 12. Рассматривание иллюстраций с детьми на тему «Травоядные динозавры». 13. Проведение беседы на тему: «Почему они были такими большими?», «Самый маленький динозавр». 14. Организация создания раскопок скелета динозавров с помощью гипса и кинетического песка. Работа в центре экспериментирования. III. Заключительный этап 1. Коллективная работа «Раскопки динозавра из окаменелости. Юные археологи». (Раскапывание скелета динозавра из застывшей гипсовой массы.) 2. Изготовление макета «Динозавры и динозаврики». 3. Организация выставки рисунков «Веселые динозавры». Подводя итоги, можно сказать, что в ходе выполнения проекта дети получили знания о жизни динозавров была создана книга «Эпоха динозавров», также изготовлен макет «Мир динозавров». В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности: • Социальная – дети взаимодействовали друг с другом. • Коммуникативная – задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки, сказки. • Информационная – получали информацию из разных источников и делились ею. • Деятельная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта. • Здоровьесберегающая – играли в подвижные игры по данной теме. Поэтому и считаю проект «В мире динозавров» успешным. Совместная деятельность педагога с детьми. · 1 день: Беседа «Обитатели лесов юрского периода», просмотр презентации «Жители Юрского периода», рисование динозавров по трафарету. · 2 день: Беседа: Беседа с детьми о животных, живших в древнем мире, дидактическая игра «Подбери динозавру пару». · 3 день: Беседа: «Почему они были такими большими?», рассматривание иллюстраций «Древние леса» · 4 день: Беседа «Самый свирепый хищник», Математическая игра «Сосчитай динозавров»» · 5 день: Беседа «Динозавры в небе», Рассматривание иллюстраций, Настольная игра «Узнай динозавра по силуэту» · 6 день: Беседа «Ещё они умели плавать», П/и «Веселые динозаврики» · 7 день: Беседа «Когда жили динозавры?», Просмотр мультфильма, «Жители Юрского периода», -Рисование динозавров по трафарету. По итогам работы: Реализованный проект показал свою эффективность в процессе познавательного развития, дети владеют знаниями об особенностях внешнего строения, жизнедеятельности, питания и видах динозавров. Узнали множество нового об условиях жизни и причинах исчезновения доисторических животных. Тем самым, дети, реализуя данный проект, сформировали познавательные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, наблюдать, отражать картину доисторического мира в творческой деятельности и т. д. Список используемой литературы: 1. М. Авдонина, «Динозавры». Полная энциклопедия, Москва, «Эксмо»,2007г 2. «Все о динозаврах», издательство «Астрель», Москва, 2000г 3. «Динозавры и другие исчезнувшие животные», издательство «Махаон» 2005г. 4. Л. Камбурнак, «Динозавры». Детская энциклопедия, Москва, «Махаон», 2006г. 5. Л. Уоттс, «Доисторическая жизнь», Москва, «Росмэн» 1999г. 6. И. Яковлева, «След динозавра», Москва, «Росмэн» 1997г.