Актуальные вопросы дошкольного образования

Шахова Е.В., Демина Л.А. Конспект занятия "Мир чисел и фигур"

Библиографическое описание:
Шахова Е.В., Демина Л.А. Конспект занятия "Мир чисел и фигур" // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/75-1.pdf.

(по программе М.М. Безруких, Т.А. Филипповой «Ступеньки к школе»)

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать учить отсчитывать указанное количество предметов и располагать на плоскости по указанию воспитателя.

2. Упражнять в количественном счете/ до 10/ в прямом и обратном порядке; в соотнесении цифры к определенному количеству предметов, в сравнении чисел.

3. Закреплять умение располагать 3 предмета в указанном порядке; знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление при решении занимательных задач и небылиц, внимание, воображение, слуховую и зрительную память.

2. Развивать речь: правильно согласовывать порядковые и количественные числительные с существительными. Правильно формулировать ответы на вопросы, активизировать словарь за счет новых математических терминов, различать понятия «форма и геометрические фигуры».

Воспитательные: воспитывать навыки учебной деятельности, интерес к математике готовности помочь товарищу в беде.

Оборудование и материал: игрушка Буратино; книги «Золотой ключик или приключения Буратино», «Арифметика»; карточки с занимательными вопросами и стихами; числовые карточки (от 1 до 10); карточки с цифрами (по количеству детей); плоскостные предметы (белка, заяц, еж); забавные человечки из геометрических фигур и их дома; карточки с изображением предметов из геометрических фигур.

Раздаточный материал: плоскостные предметы орехи, шишки, морковки, яблоки по 10 штук; геометрические фигуры разного размера.

Ход занятия:

(не привлекая внимания детей, усаживаю на стульчик Буратино, кладу книгу «Арифметика»)

- Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, у нас гость. Кто это? (Буратино)

- Из какой сказки он к нам пришел? («Золотой ключик или приключения Буратино»)

- Ребята, вы уже знаете, что с Буратино всегда происходят какие-то приключения и истории. А как вы думаете, почему? (непослушный, невоспитанный, проказник, не хотел учиться).

- Давайте вспомним, как Мальвина учила Буратино арифметике (прочитать отрывок от слов «…положите руки перед собой…», до слов «…у вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка»)

- Ребята, Буратино очень стыдно, за то, что он не умеет считать. Ему обязательно надо помочь. А давайте пригласим Буратино к нам на занятие, тем более, у нас сейчас математика. Я предлагаю вам поиграть в школу.

Часть 1. Интеллектуальная разминка

1. Сколько хвостов у 5 коров?

2. Сколько лап у 2 гусей?

3. Сколько ушей у каждого человека?

4. Сколько пальцев на одной руке?

5. Сколько углов у квадрата?

6. Сколько сторон у треугольника?

7. Сколько дней в недели?

8. Назови выходные дни?

9. Назови любые три месяца?

10. Назови число, следующее за числом 5.

11. Как называются все фигуры с4-мя углами?

Часть 2. Д/у «Исправь ошибку»

(Работа у фланелеграфе. Расположить в один вертикальный ряд числовые карточки, а рядом цифры. Цифра неправильно показывает

количество предметов)

- Ребята, я попросила Буратино посчитать предметы на карточках и подобрать соответствующую цифру. Посмотрите правильно ли он выполнил задание? (Нет)

- Давайте исправим ошибки (дети выполняют задание и объясняют)

- Нет, Буратино не может понять, как вы считаете предметы.

Часть3. Д/у «отсчитай и разложи»

- Пройдите за столы. Следующее задание будет таким: мы будем отсчитывать указанное количество предметов.

- Слушайте внимательно первое задание:

- Отсчитайте 7 морковок и разложите их вдоль верхнего края карточки.

(кто - то из детей выполняет задание у фланелеграфа)

- Проверь. Считай громко и правильно, чтобы Буратино слышал. (1, 2, 3… всего 7 морковок)

- Где ты разложил морковки? (Вверху или вдоль верхнего края)

- Следующее задание: Отсчитайте шишек на одну меньше, чем морковок, и разложите их вдоль нижнего края фланелеграфе. (Вопросы те же)

- Следующее задание:

- Отсчитайте 8 орехов и положите их вдоль левой стороны фланелеграфа. (вопросы те же)

- И последнее задание: отсчитайте яблок на одно меньше, чем орехов и разложи их вдоль правой стороны карточки.

- Сколько ты отсчитал яблок? (7)

- Чего меньше всего? (шишек)

- Чего поровну? (морковок и яблок)

- По сколько их? (6)

- Как об этом можно сказать по-другому? (яблок и морковок одинаковое количество; морковок столько, сколько яблок…)

Часть 4. Д/у «Расставь по порядку»

- Ребята, расскажите Буратино, кто из лесных жителей питается тем, что мы сейчас раскладывали? (белки, зайцы, ежи)

- Верно. Да вот и они заглянули к нам. Найдите их на пейзажном панно, и поставьте в том порядке, как я скажу.

(Ребенок находит на пейзажном панно плоскостное изображение и прикрепляет на фланелеграф)

- В каком порядке ты расставил животных? (первым зайца, вторым ежа…)

«Все довольны угощеньем,

Вам спасибо говорят…»

- И Буратино доволен, он понял, как надо правильно считать.

Часть 5. «Найди пару»

- Ребята, подойдите к сенсорной подвеске и снимите любой конверт. (В конвертах числовые карточки и цифры). Во время ударов в бубен вы передвигаетесь по группе и присматриваетесь к карточкам друг друга. По сигналу «Найди пару», цифра должна найти свою числовую фигуру. После того как пары нашлись, вы должны взяться за руки и поднять карточки вверх.

Часть 6. Д/у «Найди домик»

- Ребята, пока мы играли, Буратино куда-то пропал. Куда же он девался?

- Книга… может она подскажет?

(Книга открыта на страницах, где нарисованы геометрические фигуры)

- Я догадалась - он отправился в город Необыкновенных Человечков. А почему он так называется, вы узнаете, побывав в нем.

- Полетим в город Необыкновенных Человечков?

- Закройте глаза и считайте вполголоса в обратном порядке: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 (в это время расставляю карточки с изображением домов и человечков из геометрических фигур и Буратино).

- Вот мы и прилетели. Откройте глаза.

-Буратино, ты уже здесь?

- Кто это, ты знаешь? (нет)

- Это жители города, в котором мы оказались.

- Они все разные, но у них есть что-то общее. Буратино пытается догадаться, но…

- Ребята, что у них общего? Из чего они состоят? (Из геометрических фигур)

- Из каких фигур состоит этот человек? (из треугольников)

- Сколько треугольников вы насчитали? (рассматривают всех человечков, вопросы повторяются)

- В каких домах живут эти человечки? (дома тоже состоят из геометрических фигур)

- А человечки-то, малыши, потому что они потерялись и никак не могут найти свои дома. Придется им помочь.

- Где живет этот человек? (показываю)

- Вы должны сказать, в каком доме он живет и где находится этот дом.

- Послушайте, как я расскажу. Этот человек живет в квадратном доме с квадратной крышей, квадратной трубой, квадратным окном. А находится этот дом в правом верхнем углу панно.

- Повтори, Сережа.

(последовательно помогаем всем человечкам).

Часть 7. Д/у «Составь картинку»

- Ой, как интересно, – говорит Буратино, - оказывается из геометрических фигур можно составить изображение разных предметов.

- Да, и ребята тебе сейчас покажут, как из геометрических фигур составить разные картинки. Я буду показывать карточку с предметом, а вы составляете изображение. (Работа с танграмом)

- Молодцы. Пора нам обратно.

Часть 8. «Небылицы»

- Ребята, а вернуться обратно не так просто. Город- то необыкновенный.

И все здесь не так, как у нас. Вот разберемся с небылицами - тогда и дома окажемся.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу

Поздней осенью медведь

Любит в речки посидеть

А весной среди ветвей

«Га- га-га» пел соловей

Быстро дайте мне ответ

Это правда или нет?

(Л. Станчева «Это правда или нет»)

Итог занятия

- Отлично, ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями, а значит, показали Буратино, как надо учиться в школе. Чему вы учили сегодня Буратино? (считать, сравнивать числа, отсчитывать, раскладывать…) Буратино многому научился. Теперь он самостоятельно сможет заниматься по своей книге.

Список литературы:

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Методические рекомендации и календарно-тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2018.

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Мир чисел и фигур: пособие для детей 6-7 лет. – М.: Дрофа, 2017.

3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Образовательная программа дошкольного образования «Ступеньки к школе». – М.: Дрофа, 2018.

4. Нестеренко В.Д., 500 весёлых стихов и небылиц для детей. – ТЦ Сфера, 2022.
2024-03-05 10:10 2023