Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Аникеева М.И., Зархина Т.А., Архипова Н.В. Социальные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями развития

Библиографическое описание:
Аникеева М.И., Зархина Т.А., Архипова Н.В. Социальные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями развития // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.

С каждым историческим этапом социальная технология преобразовывалась, двигаясь от начальных азов технологий к осознанному целенаправленному социальному проектированию.

Смысл любой технологии – оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Возникает необходимость определить сущность и содержание социальных технологий. Сущность может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала социальной системы, «человеческого ресурса» в соответствии с целями и смыслом человеческого существования и посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов специального воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и социальных институтов в целом.

В последнее время в социальной работе приоритетными являются инновационные технологии. Они базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем.

Инновационные социальные технологии, представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию таких нововведений в обществе, приводящие к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, рациональному использованию материальных и других ресурсов общества.

Инновационная реабилитация – это целостный многокомпонентный системный биосоциальный процесс оказания помощи лицам с ограниченными возможностями, направленный на создание условий и возможной интеграции человека в общество, восстановление статуса личности и возвращения к активной жизни.

За последние годы было разработано много альтернативных видов реабилитации детей с ограниченными возможностями. Из всего этого множества можно выделить следующие, чаще всего встречающиеся и положительно себя зарекомендовавшие.

Трудотерапия – она основана на активизирующем воздействии труда на психофизическую сферу ребенка. Длительная бездеятельность расслабляет, снижает возможности человека, а работа повышает жизненный тонус.

Арттерапия (изотерапия) – способствует освобождению от внутреннего напряжения. Рисование, рациональная и игровая психотерапия оказывают больше возможностей для нормализации эмоционального состояния.

Музыкотерапия – способствует снятию раздражительности, возбудимости, стабилизации эмоционального состояния. Вырабатывает умение слушать себя и других.

Библиотерапия – лечение с помощью книги. В основу положено сопереживание героям, сопоставление своего мира и выдуманного, погружение в мир сильно отличающийся от реального.

Игротерапия – ведущей деятельностью дошкольников является игра. Через нее они познают окружающий мир. Это неотъемлемый элемент каждой реабилитационной технологии.

Сказкотерапия и куклотерапия – предназначена для преодоления оставшихся, длительно существующих страхов. Игра-драматизация предполагает, что ребенок играет в сказке одновременно различные роли, становясь по ходу сюжета то добрым, то плохим персонажем. В игре-сказке он управляет своими чувствами. И основа сказки - это добро, которое всегда побеждает зло.

Спорттерапия – участие в спортивных мероприятиях позволяет детям преодолеть страх, формировать отношения к более слабому; позволяет включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретать навыки, вести себя самостоятельно, быть свободным и независимым.

Фито- и ароматотерапия – лечение натуральными экстрактами лекарственных растений. Оказывает нормализующее действие на ЦНС, обезболивающее и противовоспалительное действие.

Пелоидотерапия – или грязелечение. Химический состав представлен множеством макро- и микроэлементов, благотворно влияющих на здоровье ребенка.

Новыми методиками являются реабилитационные экотехнологии: гарденотерапия, анималотерапия, ландшафтотерапия, песочная терапия. Общим моментом для них является использование коррекционно- восстановительного и оздоровительного потенциала природных объектов.

Гарденотерапия - это направление трудовой реабилитации, в основе которого, лежит приобщение детей к работе с растениями.

Анимало- или зоотерапия – это система лечения общением с животными. Это стимулирует у ребенка желание и умение учиться и трудиться, дает возможность обрести уверенность в себе, пробуждать интерес к жизни.

Иппотерапия – разновидность анималотерапии. Это одна из форм лечебной физкультуры, осуществляемая при помощи верховой езды.

Ландшафтотерапия – использование созерцания естественных ландшафтов для стабилизации психо - эмоционального состояния и активизации творческих способностей ребенка.

Песочная терапия или «сенд-плей» - ее принцип был предложен еще К. Юнгом. Песок помогает в развитии мелкой моторики, и коррекции звукопроизношения, в обучении грамоте и счету. Играя с песком, ребенок избавляется от напряжения.

В заключении хочется отметить, что совокупность методик, построенных на применении разнообразных видов инновационной реабилитации, позволяет осуществить коррекцию нарушений психосоматических процессов и отклонений в личностном развитии детей с ограниченными возможностями.

Библиографический список:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И. Акатов. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

2. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей/ Г.И. Бондаренко // Вопросы социальной работы. Дефектология. - 1998.

3. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей - инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С.М. Безуха и С.С. Лебедевой. - СПб: Речь, 2006.

4. Малофеев Н.Н. Дети с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев. -М.: Инфра. - М., 2008.
2024