Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Иванова А.А., Полканова Е.В. Использование кинезиологических упражнений как метод педагогической коррекции в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf

В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дело в том, что у большинства современных детей, а особенно с ОВЗ отмечается общее моторное отставание, а отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием. В результате, у таких детей проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов - все эти трудности, возможно, преодолеть только через создание правильного выбора методов педагогической коррекции. Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных методов профилактики и коррекции трудностей развития у детей с ОВЗ. По нашему мнению, кинезиологические упражнения являются наиболее результативными и эффективными средствами коррекции и помогают достичь успехов в преодолении трудностей детей с ОВЗ.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнение - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Целью использования кинезиологических упражнений в работе с детьми ОВЗ является развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
1.Развитие общей и мелкой моторики.
2.Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
3.Развитие речи.
4.Формирование произвольности.
5. Снятие эмоциональной напряженности.
6. Создание положительного эмоционального настроя.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
- кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин;
-упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
-кинезиологическая гимнастика проводится систематично без пропусков;
-от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
-упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.
Методы и приемы:
1.Растяжки - нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата.
2. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
3.Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие.
4.Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
5.Упражнение для развития мелкой моторики - стимулируют речевые зоны головного мозга.
Мы разделили кинезиологические упражнение на 4 блока. Остановимся подробнее на каждом из них.
Блок «Энергетические упражнения», помогает детям восстановить баланс, вернуть ощущение хорошего самочувствия. Приводит к улучшению снабжения всего организма кислородом. Энергетические упражнения способствуют улучшению моторных навыков, что важно для детей ОВЗ. Все это является здоровой основой когнитивных функций. Применение таких упражнений помогает детям в самоорганизации и контроле собственных движений.[3, С. 76]
В этом блоке мы предлагаем использовать следующие кинезиологические упражнения:
Упражнение «Энергетическая зевота» активизирует мозг для улучшения сенсорного восприятия и моторной функции глаз и мышц. Сначала необходимо представить, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение. Для того чтобы усилить работу языка, «расширьте» и прижмите его к верхнему нёбу.
Упражнение «Крюки», углубляет позитивное отношение, поднимает настроение. Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на груди - левая рука поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу. Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты. Упражнение стоит выполнять перед началом образовательной деятельности, когда необходимо успокоиться, а также в состоянии возбуждения или подавленности. Упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную.
Блок упражнений «Углубление положения», помогает компенсировать последствия стресса, таких как импульсивность и растерянность, что часто встречается у детей с ОВЗ. Упражнения помогают развитию самоконтроля, самоуспокоения, взаимодействия с окружающими. Дети переживают и выражают эмоции, освобождаются от страхов. Такие упражнения простая и здоровая альтернатива снятию напряжения и беспокойства.
Например, упражнение «Путешествие на облаке» способствует этому.
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два - три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что - нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Кинезиологические упражнения «Ковер-самолет». Объясняем детям, что исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
Блок «Растягивающих упражнений», помогает расслабиться, отпустить напряжение и увеличить подвижность мышц конечностей, которые перенапряжены и зажаты. Растягивающие упражнения подготавливают внимание детей, которое необходимо для мыслительной деятельности. Например, упражнение «Снеговик». Представим, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу. Или упражнение этого блока «Дерево». Исходное положение - сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево. [4, С.12].
Блок «Срединные упражнения», помогает скоординировать левосторонние и правосторонние функции мозга, которые необходимы для образовательной деятельности. Левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое полушарие за пространственно-образное мышление. Распределение активности между обоими полушариями постоянно чередуется. [4, С.32].
Например, упражнение «Перекрестное марширование». Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге. Или упражнение «Мельница» Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам удетей развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. Кинезиологические упражнения способствуют оптимизированию процесс обучения, что особенно важно в работе с детьми с ОВЗ.

Библиографический список

1.Деннисол Г.Е. Гимнастика мозга. СПб: Весь, 2019. 320 с.
2. Пляскина Е. П. Кинезиологические упражнения как здоровьесберегающая технология работы с детьми с ОВЗ. М.: Буки-Веди, 2015. 75-77с.
3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2003. 48 с.
4. Сиротюк А.Л. Изучение детей с учетом психофизиологии. М.: ТЦ Сфера, 2001. 128 с.
2020