Исследовательская и проектная деятельность

Николаева О. В., Каримова Д. А. Проект «Наш весёлый огород» во второй младшей группе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf


Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский, экспериментальный, творческий.
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатели группы, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный, март - апрель.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию зелени на подоконнике вместе с взрослым, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Актуальность проекта:
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях, необходимых для их роста. Данный проект направлен на расширение и обобщение знаний у детей о культурных огородных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного и творческого развития детей через исследовательскую и экспериментальную деятельность, и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта:
формирование у детей представления о росте и потребности растений, о необходимости света, тепла и влаги для их роста;
развитие интереса к развитию и росту растений, наблюдательности и любознательности;
формирование представления о структуре трудового процесса, развитие интереса к посадке растений (лук), посеву семян (укропа, огурцов, бархатцев);
развитие умения узнавать и называть части растения;
создание условий для участия родителей в образовательном процессе;
формирование чувства ответственности при уходе за растениями: вовремя полить, рыхлить почву;
развитие у детей самостоятельности, уверенности, положительной самооценки, умения делать выводы и правильно их излагать.
Проект включает в себя три этапа:
Подготовительный.
Основной (исследовательский, экспериментальный).
Заключительный.
Значимость проекта для всех его участников:
Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями, формируют представления о структуре трудового процесса, узнают и называют части растения.
Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки).
 Предполагаемый результат проекта:
Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук, укроп и другие овощные культуры. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют, опытным путем создают условия (посадив лук в опилки) необходимые для их роста, экспериментируют. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
               Практической деятельностью является непосредственное посильное  участие детей в уходе за растениями. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
1. Подготовительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- определение темы проекта, формулировка цели и определение задач;
- беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
-подборка материала по теме проекта (литература, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, семена, фотографии и  муляжи овощей, материалы для посадки);
- составление плана основного этапа проекта.
Работа с родителями:
- беседа с родителями о предстоящей работе;
- подготовка семян и луковиц;
2. Основной (исследовательский, экспериментальный)
Содержание деятельности воспитателя и детей:
беседа с детьми познавательного характера: рассматривание и сравнение семян             (укроп, огурцов, бархатцев);
посадка: лук, укроп, огурцы, бархатцы;
исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных растений: подготовка почвы, отбор хороших семян от плохих, знакомство с моделью трудового процесса, посадка, установка на светлое место, полив, рыхление, оформление огорода на окне;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения;
- опыт - наблюдение за ростом лука, посаженного в опилки.
Работа с родителями:
беседа с родителями на тему «Для чего нужен «огород на окне?», помощь родителей в оформлении «мини – огорода», памятка для родителей «Лук от всех недуг», подборка литературы про овощи с участием родителей;
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы: «Что такое огород и что на нём растёт», «Что такое «Огород на подоконнике», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Рост и развитие растений», «Вода и росток», «Солнце и росток».
3. Практическая деятельность: отбор и посадка лука, посев семян укропа, огурца, бархатцев, полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Четвертый - лишний»;
Подвижные игры: «Съедобное – несъедобное», «Репка», «Соберём урожай»; Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
5. Художественно - творческая деятельность детей.
Раскрашивание картинок (огурец), лепка «Овощи большие и маленькие», рисование «Лук от всех недуг».
6. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
7. Инсценировка сказки «Репка»
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы); представление опыта;
Презентация проекта «Огород на подоконнике».
Работа с родителями:
Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август.
Полученный результат:
Дети познакомились с культурными растениями и способами их выращивания. Узнали о пользе овощей и о бережном отношении к своему здоровью. Закрепили полезные привычки для здоровья человека. Дети увидели многообразие посевного материала. Стали бережнее относиться к растительному миру и  к труду взрослых. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне» и в группе был создан огород на подоконнике.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда дети смогут проявлять интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований. Мы планируем проводить данный проект в других возрастных группах, расширяя представления детей о растениях.







Список использованной литературы:
Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2003.
Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
2022