Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Цыбусова Ю.В. Приём смыслового чтения Фишбоун на уроках литературы

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Тема: «Какой должна быть служба Петра Гринёва?»
Цель: выявить авторскую позицию в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» с помощью применения стратегии смыслового чтения Фишбоун.
Задачи:
1.       определить проблемный вопрос,
2.       установить причинно-следственные связи событий и явлений в романе,
3.       сформулировать вывод по поставленной проблеме, учитывая найденные закономерности,
4.       формировать речевую компетенцию учащихся,
5.       воспитывать гражданственность, патриотизм.
Фишбоун (рыбий скелет/рыбья кость) – приём смыслового чтения, который реализуется в рамках технологии критического мышления. Составление фишбоун позволяет раскрыть для понимания проблемную тему, показать причины, которые привели к определённому повороту в сюжете художественного произведения.
В голове рыбы прописывается проблемный вопрос. На косточках слева – мнение (позиция разных героев по одному вопросу); справа – факты. В хвосте – вывод, который может быть сформулирован в виде пословицы. Это и будет авторская позиция по одному из проблемных вопросов (в произведении их, как правило, несколько).
Структурно-логическая схема Фишбоун позволяет формировать речевую компетенцию учащихся. По такой схеме учитель может задавать неограниченное количество вопросов. Дети работают с текстом произведения, выявляют причинно-следственные связи, определяют авторскую позицию, формулируют собственное мнение по проблемному вопросу, высказывают предположения.
Приём Фишбоун даёт возможность ранжировать сложность задания. Вы можете:
·          прописать проблемный вопрос, открыть все левые косточки и 1 правую,
·          прописать проблемный вопрос, открыть только левые косточки,
·          прописать только проблемный вопрос,
·          дать задание учащимся самим определить проблемный вопрос и составить Фишбоун (это уже будет проект).
Учащиеся могут заполнять схему Фишбоун индивидуально, работая в парах или группах. Самое главное – это выводы, к которым они приходят в процессе анализа. В хвосте «рыбы» они прописывают авторскую позицию, то есть идею, то есть понимают, чему учит это произведение.
Такую схему также можно использовать как шаблон при обучении написанию сочинения. Каждый «этаж» косточек будет представлять отдельный абзац, который ученики должны дополнить цитатой из текста. В хвосте прописан вывод.
В романе А. С. Пушкина поднимается несколько проблемных вопросов. Один из них возникает уже в I главе «Сержант гвардии»: «Какой должна быть служба Петра Гринёва?» Важно, чтобы учащиеся поняли, что по этому вопросу в тексте I главы представлено 3 разных мнения: отца, матери и самого Петра Гринёва.

Схема 1. Фишбоун «Какой должна быть служба Петра Гринёва?». Для заполнения.
Андрей Петрович, отец Гринёва, считает, что на военной службе сын должен испытать трудности, научиться их преодолевать, тем самым закалить волю и сформировать характер. Отец понимает, что служа в столице, сын не научится быть достойным дворянином. Матушка, будь её воля, кажется, и вовсе не отпускала бы Петрушу от себя: «Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слёзы потекли по её лицу».[1] Пётр же представляет себя на службе в Петербурге блестящим офицером.
Семья Гринёвых сохраняет патриархальный уклад. Решение главы семьи – закон для всех. Пётр отправится на службу в Оренбургскую губернию, несмотря на ожидания.

Схема 2. Фишбоун «Какой должна быть служба Петра Гринёва?». Для учителя.
В романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин вслед за Д. И. Фонвизиным говорит о влиянии семейного воспитания на воспитание гражданина, патриота. Вывод, прописанный в хвосте данного Фишбоун, можно применить и к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» и спроецировать на будущее (10 класс) – роман И. А. Гончарова «Обломов».

Библиографический список

1.       Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1991
2.       Литература. 8 кл.: в 2 ч. Ч.: учеб.-хрестоматия /авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 287, [1] с.: ил.
3.       https://infourok.ru/prezentaciya-k-dokladu-formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-u-mladshih-shkolnikov-na-uroka-poznaniya-mira-cherez-priyomi-km-788013.html


[1] Литература. 8 кл.: в 2 ч. Ч. : учеб.-хрестоматия /авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 287, [1] с. : ил. С. 153.


2019