НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Аникина Н. А., Конева Н. И. Использование дидактических игр при обучении дошкольников финансовой грамотности «Путешествие по стране Финансии»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
В качестве средства формирования основ экономической культуры необходимо использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру: «Путешествие по стране ФИНАНСИИ»
Дидактическая игра представляет из себя игровое поле (по типу фланелеграфа – пластиковая складная 4-створчатая ширма, обтянутая флисом, материал должен фиксировать карточки с изображениями). Игровое поле мобильное, удобно складывается на хранение, не занимает много места и по необходимости достаётся детьми и раскладывается на столе в виде ширмы.


 На игровом поле располагаются на липучках картинки с изображениями:
«Банк»
«Автосервис»
«Дом»
«Парк аттракционов»
«Рынок»
«Магазин»
Это главные объекты «Страны Финансии»
Расположение картинок может меняться в каждом новом сеансе игры.
До каждой картинки выстраивается игровая дорожка из монет, достоинством 1руб. Количество дорожек – 6. Каждая дорожка имеет определённое количество монет – от 1 до 6 – по количеству знаков на гранях кубика.
Конверты с игровыми заданиями обозначаются теми же картинками – символами, что и на игровом поле.
В каждом конверте – игровые задания, упражнения, игры по теме соответствующие изображению.
Цель игры: формировать основы экономической культуры дошкольников.
Форма проведения: подгрупповая

Целевая аудитория: дети 5-7 лет
Игровые правила:
1.       Игроки в порядке очерёдности бросают игровой кубик. В зависимости от количества знаков, выпавших на грани кубика первый игрок делает ход, т.е определяет дорогу по которой «пойдет». Например, на грани кубика выпало – «6» ребёнок определяет по какой дорожке ему идти, для этого ему надо сосчитать монеты, которые ведут к определённому объекту – картинке, например, к картинке «Банк».
2.       После того как «путь» определён, игрок достаёт из конверта с изображением «Банк» игровое задание и выполняет его самостоятельно. Если он не справляется, остальные игроки ему помогают.
3.       За правильно выполненные задания игроки получают картинку с изображением монеты.
4.       Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество монет.
Актуальность и новизна игры:
·          Объекты страны Финансии (Банк, Магазин, Рынок, Дом и т.д.) можно каждый раз, перед новой игрой, менять местами.
·          Перед каждой новой игрой можно выставлять из монет разный «путь», по которому ходят игроки.
·          Конверты с заданиями и игровыми упражнениями можно пополнять по мере усложнения и освоения детьми пройденного материала.
·          Игровое поле заламинировано, что позволяет детям рисовать на нём многократно.
·          Карточки с заданиями имеют наклейки – «липучки», они удобны в использовании, не теряются, не съезжают с игрового поля, удобны для показа подгруппе детей.
·          Игровое поле мобильно, легко складывается, его можно брать на прогулку.
Библиографический список:
1. Поварницина Г. П., Киселева Ю. А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры (3756, (Учитель, ИПГринин, 2019.
2. Смолнцева А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» Учебно- методическое пособие.
3. А. Д. Шатова «Дошкольник и экономика»
4. Интернет ресурсы.
https://nsportal.ru, https://dohcolonoc.ru, https://урок. рф.

2022