Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим. Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин: 1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения; 2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»); 3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. 4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей. В качестве средства формирования основ экономической культуры необходимо использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру: «Путешествие по стране ФИНАНСИИ» Дидактическая игра представляет из себя игровое поле (по типу фланелеграфа – пластиковая складная 4-створчатая ширма, обтянутая флисом, материал должен фиксировать карточки с изображениями). Игровое поле мобильное, удобно складывается на хранение, не занимает много места и по необходимости достаётся детьми и раскладывается на столе в виде ширмы.
На игровом поле располагаются на липучках картинки с изображениями: «Банк» «Автосервис» «Дом» «Парк аттракционов» «Рынок» «Магазин» Это главные объекты «Страны Финансии» Расположение картинок может меняться в каждом новом сеансе игры. До каждой картинки выстраивается игровая дорожка из монет, достоинством 1руб. Количество дорожек – 6. Каждая дорожка имеет определённое количество монет – от 1 до 6 – по количеству знаков на гранях кубика. Конверты с игровыми заданиями обозначаются теми же картинками – символами, что и на игровом поле. В каждом конверте – игровые задания, упражнения, игры по теме соответствующие изображению. Цель игры: формировать основы экономической культуры дошкольников. Форма проведения: подгрупповая
Целевая аудитория: дети 5-7 лет Игровые правила: 1. Игроки в порядке очерёдности бросают игровой кубик. В зависимости от количества знаков, выпавших на грани кубика первый игрок делает ход, т.е определяет дорогу по которой «пойдет». Например, на грани кубика выпало – «6» ребёнок определяет по какой дорожке ему идти, для этого ему надо сосчитать монеты, которые ведут к определённому объекту – картинке, например, к картинке «Банк». 2. После того как «путь» определён, игрок достаёт из конверта с изображением «Банк» игровое задание и выполняет его самостоятельно. Если он не справляется, остальные игроки ему помогают. 3. За правильно выполненные задания игроки получают картинку с изображением монеты. 4. Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество монет. Актуальность и новизна игры: · Объекты страны Финансии (Банк, Магазин, Рынок, Дом и т.д.) можно каждый раз, перед новой игрой, менять местами. · Перед каждой новой игрой можно выставлять из монет разный «путь», по которому ходят игроки. · Конверты с заданиями и игровыми упражнениями можно пополнять по мере усложнения и освоения детьми пройденного материала. · Игровое поле заламинировано, что позволяет детям рисовать на нём многократно. · Карточки с заданиями имеют наклейки – «липучки», они удобны в использовании, не теряются, не съезжают с игрового поля, удобны для показа подгруппе детей. · Игровое поле мобильно, легко складывается, его можно брать на прогулку. Библиографический список: 1. Поварницина Г. П., Киселева Ю. А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры (3756, (Учитель, ИПГринин, 2019. 2. Смолнцева А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» Учебно- методическое пособие. 3. А. Д. Шатова «Дошкольник и экономика» 4. Интернет ресурсы. https://nsportal.ru, https://dohcolonoc.ru, https://урок. рф.