Исследовательская и проектная деятельность

Новикова А.И., Барагамян А.Г., Третьяков Ф.В. Мы помним подвиг их великий

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf


«Бессмертный полк»
Когда-то в 45-м на параде
Вы гордо шли в строю плечом к плечу
В глазах сверкали слезы счастья и печали
От боли потерь любимых и родных.
Пройдут года, сменятся поколенья.
Другие лица, другие имена.
Теперь вы стаей птиц летите над парадом.
Под мирным майским небом
Слышны шаги бессмертного полка.
Мы с гордостью несем ваши портреты.
Пусть в каждом уголке большой страны,
Сквозь звонкий смех детей,
В строю звучат так громко
Героев славных имена.
Барагамян А.Г.
Данный материал посвящён тому, как дошкольнику рассказать о Великой Отечественной войне, не травмируя психику и растя патриота своей страны.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
        Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Известный русский писатель Леонид Леонов утверждал: «Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь. Тема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из   наиболее актуальных.    В детском саду работа по формированию у детей основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностей начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность, по созданию духовно- нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Родине, уважения к его символике. В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, с его традициями, героями.
Для нашего детского сада это особенно актуально, так как многие детки на Кубань в город Краснодар переехали из других регионов России и об истории места куда приехали жить знают мало. Поэтому работу с детьми в данном направлении мы начинаем еще в младшем дошкольном возрасте, когда читаем русские народные сказки такие как «Теремок», «Колобок», «Терешечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Казалось бы, в чем тут связь? Но именно подобные сказки учат детей сопереживать героям, проявлять заинтересованность в судьбе персонажа. В более старшем возрасте детей знакомят с былинными героями: Добрыней Никитичем, Святогором, Алешей Поповичем, Ильей Муромцем. В современном мире большую помощь в изучении героев былин вносят мультфильмы с данными персонажами. Слушая былины, дети уже настроены воспринимать данные произведения, так как с героями они уже знакомы. Поэтому к 5-6 годам детей уже можно знакомить с историческими фактами. Только делать это нужно максимально деликатно, избегая излишне травмирующих подробностей.
А начинаем мы знакомить детей с их малой родины с ознакомления с традициями и праздниками, причем с теми из них, которые празднуют в каждой семье. Это «Рождество Христово» и «масленица», и «Пасха». Узнаем о пробабушках и продедушках, изучаем историю семьи. Поэтому здесь основными помощниками являются родители и старшее поколение бабушек и дедушек, которые могут рассказать об истории своей семьи. Ведь Великая Отечественная война затронула каждую семью нашей страны, поэтому родителями бабушкам есть о чем рассказать своим детям. А дети в свою очередь с гордостью делятся этими рассказами со сверстниками. Все это мы включаем в исследовательский проект «Моя малая родина». Беседуя с детьми о годах Великой Отечественной войны возник вопрос, а что собственно происходило в те далекие годы в г.Краснодаре и в поселке, где находится наш детский сад. В ходе исследовательской деятельности совместно с детьми и их родителями мы выяснили очень интересные исторические факты. Во-первых, узнали, как основали поселок. В 1933 году Краснодарское пароходство выделило эти земли голодающим, заключив с ними договор о том, за работу на полях и в садах, помогут с едой и в построении жилья. Поэтому к 1941 году это был уже небольшой поселок, пароходство дало ему название «Водники». В годы Великой Отечественной войны в город фашистские войска вошли, а поселок эта участь миновала. Бои проходили в 2-3 километрах от поселка в полях. Раненых везли сначала в поселок, где им оказывалась помощь в полевом госпитале, многие женщины поселка всячески помогали в нем, ухаживая за раненными, готовя им пищу. В послевоенные годы выяснилась удивительная история. Одного из раненных в тяжелом состоянии при отступлении оставили в поселке, так как транспортировать его было нельзя. Одна из жительниц дома ухаживала за ним, но увы, он погиб. Она похоронила его в огороде и ухаживала за могилкой. После победы солдата перезахоронили, сообщив его родственникам. Обелиск с его именем находится на аллее «Славы» в поселке Водники. Вот такие факты удалось выяснить в ходе создания проекта. А также с детьми были совершены виртуальные экскурсии по памятным местам города Краснодара, мы разобрали как называется памятники и в чью честь поставлены, где находятся.
В итоге к 9 мая 2019 года дети рассказывали родителям о памятниках героя Великой Отечественной войне и жертвам геноцида. Родителей удивила осведомленность их чад. Многие родители поддержали детей и вышли на парад 9 мая на шествие «Бессмертного полка», возложили цветы и позже даже сходили в Краснодарский государственный историко-археологический музей имени Е.Д.Фелицина. Так же мы с детками совместно сделали книжки-малышки с фотографиями и указанием, где находятся данные памятники. Дети с удовольствием забрали эти памятки домой, чтобы поделится с родными своими знаниями.
Думаем, что наши дети вырастут настоящими патриотами своей Родины, ведь они уже знают историю своей малой родины, помнят о подвиге прадедов в годы Великой Отечественной войны и смогут передать эту память в поколениях. А значит избежать в будущем великих ошибок.

2020