НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лапина М. А. Особенности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей в системе современного образования

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


 Детство – это тот период в жизни каждого человека происходит формирование его личности. И в данный период ребенок полностью зависит от взрослых, окружающих его: родителей, старших родственников и тех, кто встречается на его жизненном пути – воспитателей. Именно воспитатели являются в этот момент теми значимыми взрослыми, которые влияют на маленького человека и помогают ему формировать свое мировоззрение. Но такая работа педагогов без тесного взаимодействия с мамами и папами малышей просто невозможна. И от того, каким будет это взаимодействие родителей и сотрудников дошкольного учреждения зависит дальнейшее развитие маленького человека.
 В современном сообществе функции детского сада значительно расширились за последние годы в сравнении с функциями дошкольных учреждений двадцатилетней давности. Наряду с устоявшимися требованиями к детскому саду (присмотр за ребенком, его развитие по различным направлениям образовательных областей, формирование у дошкольников жизненно необходимых навыков по самообслуживанию) появляется понимание того, что и самим законным представителям крайне необходима квалифицированная педагогическая помощь в вопросах воспитания своих любимых малышей. От этого направления работы детского сада зависит многое, в том числе и уровень педагогической компетенции самих родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания в целом.
 За годы существования дошкольных учреждений в педагогике накопился значительный опыт по сотрудничеству с законными представителями по повышению их уровня педагогической компетенции. Такое взаимодействие призвано предупреждать возникающие трудности и проблемы в воспитании дошкольников. При этом в период всего времени посещения ДОУ семейное воспитание необходимо координировать, ведя параллельную работу как с родителями, так и с детьми. Ведь именно на мероприятиях детского сада мамы и папы начинают свое педагогическое просвещение в системе, шагая от простого к сложному, от малого к большему, от неизведанного к прописным истинам в педагогике.
 Сам по себе процесс взаимодействия родителей и педагогов дошкольного образования непростой. Предполагается, что обе стороны взаимодействия - равноправные участники образовательного процесса. И те и другие получают информацию о ребенке в те моменты, когда тот находится вне границ пересечения с ними: от воспитателей идет информация о работе с ребенком в группе детского сада, а родители доводят до сведения сотрудников информацию о малыше вне детского сада. Только таким образом можно рассчитывать на успешное взаимодействие в современной системе дошкольного образования.
 Для более успешного взаимодействия родителей и педагогов, как правило, применяются классические формы работы с родителями, к которым относятся родительские собрания, лекции, педагогические консультации. В современной системе дошкольного образования используют как классические, так и более современные формы работы, к которым относят анкетирование, опросы, создание родительских клубов, совместные экскурсии, совместные праздники, участие всей семьи в различных конкурсах, изготовление поделок для тематических выставок.
 Необходимо заметить, что родительские собрания являются довольно эффективной формой работы с законными представителями. При этом собрания возможно и даже нужно разнообразить. Такие встречи необходимо проводить в формате посиделок, круглых столов, на них рекомендуется делиться с родителями фрагментами видеозаписей творческой деятельности дошкольников, что вызывает положительный отклик у родителей и желание активно участвовать в развитии своего ребенка.
 Еще одной эффективной формой работы взаимодействия ДОУ и родителей является организация совместного досуга. Данная форма дает возможность лучше раскрыть перспективы взаимодействия. Возможны такие виды досуговой деятельности, как поход на природу, проведение совместных спортивных мероприятий.
 Последние годы появляется опыт взаимодействия с мамами и папами в режиме онлайн. Прежде всего это онлайн-консультации для родителей, это привлечение к участию в дистанционных конкурсах, при подготовке которых и педагог, и родитель, и ребенок вместе трудятся над созданием тематического видеоролика, примеряя на себя роль оператора, режиссера, героя сюжета. Такие совместные события всегда запоминаются, они значимы, позволяют укрепить связь ребенка и родителей, родителей и педагогов.
 Подводя итог вышесказанному, хочется акцентировать, что детский сад и семья – это важнейшие социальные институты в непростом современном мире. Они не подменяют, а дополняют друг друга, их правильное взаимодействие дает полноценное формирование творческих способностей и более полное развитие интеллектуального потенциала личности с учетом его способностей. В основу такого комплексного подхода к процессу образования входит и воспитание и обучение, соединяясь в единый процесс. В таком случае ребенок получает наибольшую социльно-психологическую поддержку в своем развитии со стороны детского сада и семьи. Грамотная организация взаимодействия ДОУ и родителей дают чувство уверенности в своих успехах, формируют у ребенка активную жизненную позицию. В целом, применение разных форм взаимодействия педагогов и законных представителей дает положительную динамику в учебно-воспитательном процессе ребенка.
2021