Библиографическое описание:
Чепикова Э.А., Мельникова Н.В., Галкина Е.А., Захарова Н.В. Эффективная обратная связь - способ укрепления связи между детским садом и семьёй // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.
Семья и детский сад – два важных института, способствующих социализации детей в современном мире. Сделать этот процесс успешным, продуктивным и эффективным возможно только при активном взаимодействии педагогов и родителей. Их взаимоотношения, способы интеграции семьи и детского сада - всё ещё являются актуальной темой для изучения, обсуждения, поиска путей взаимодействия, направленных на воспитание всесторонне развитой личности ребёнка.
Психологическая, материальная, деятельная среда в детском саду и в домашней обстановке, влияют на приобретаемый детьми жизненный опыт, на формирование у ребёнка чувства уверенности в собственных силах, на осознание собственной успешности.
Родители и педагоги — зачем нужна более тесная интеграция между ними?
Прежде всего, она помогает взрослым лучше понять интересы, потребности, трудности ребёнка. Воспитателю в детском саду будет легче найти, подобрать, скорректировать пути и способы взаимодействия с ребёнком, зная и учитывая социальные, культурные, эмоциональные особенности его жизни вне детского сада. В свою очередь, родители, считающие, что ребёнок испытывает трудности (разного характера) в детском саду, смогут свободно связаться с педагогом, для обсуждения всех вопросов и нахождения наилучших решений в каждой конкретной ситуации.
Поэтому одна из наших главных задач — наладить обратную связь с родителями, тем самым, сделав их сторонниками наших взглядов на образовательный процесс и помощниками в реализации педагогических проектов.
Мы вывели для себя следующие правила:
· Открытость - гуманизация отношений между детьми, педагогами и родителями. Создание таких условий, при которых любой из участников педагогического процесса готов раскрыться, открыть самого себя в общении, любой образовательной активности. Открытость ведёт к доверительным отношениям, позволяющим обсуждать как позитивные, так и тревожные моменты в процессе воспитания детей.
· Динамичность и своевременность. Информация о значимых событиях, успехах и достижениях ребёнка, должна быть актуальной и своевременной.
· Индивидуальный подход. Педагог тактично даёт и получает обратную связь по каждому воспитаннику с учётом особенностей ребёнка и семьи, соблюдая баланс между критикой и поощрением.
· Регулярность. Только постоянное общение с родителями является по-настоящему конструктивным, так как даёт возможность отслеживать позитивную или негативную динамику развития ребёнка, что позволяет педагогам и родителям найти наиболее эффективные способы взаимодействия в отношениях "взрослый - ребёнок", и выработать единую педагогическую стратегию.
Конечно, занятость современных родителей затрудняет участие многих семей в повседневной жизни детского сада, поэтому педагоги активно выбирают новые возможности коммуникации, которые дают удобные форматы взаимодействия. Альтернативой традиционным способам общения (беседа, родительское собрание, анкетирование, оформление стендов с материалами для визуального ознакомления и т.п.) стали цифровые технологии, которые значительно расширили возможности педагогов и родителей, и явились той инновацией, которая помогает оптимизировать взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
В своей практике мы используем формы обратной связи, адаптированные к потребностям детей, родителей и педагогов:
· текстовые сообщения;
· анонсы - краткая, но ёмкая информация, предваряющая интересные события, проекты, участие в которых могут принять семьи воспитанников;
· фото и видео фиксация и трансляция интересных, значимых образовательных событий;
· онлайн-практики;
· видеочаты;
· интерактивные тесты, опросы и т.п.
Мы видим явные преимущества таких форм коммуникации в том, что использование цифровых технологий помогает поддерживать каждодневное общение с семьями воспитанников в тактичном, ненавязчивом виде, а также является отличным решением в вопросе экономии времени и для педагогов, и для родителей при организации общения по любым возникающим вопросам. Мы заметили, что в процессе выстраивания (моделирования) позитивной, эффективной обратной связи "педагог - семья", более конструктивными и полезными становятся отношения и в родительском сообществе. В общем чате родители не только высказываются о прошедших или текущих образовательных событиях, не только обсуждают посильную помощь (например, волонтёрскую деятельность при организации экскурсий выходного дня, посещения районной библиотеки), но и делятся своими планами организации семейного досуга, рассказывают об интересных, для посещения с детьми, местах, культурных событиях в жизни города (из собственного семейного опыта), то есть дают информацию, которая может заинтересовать других родителей и вывести их из состояния бездействия, безучастности, безынициативности. Теперь не только педагоги консультируют родителей по вопросам гармоничного развития физических, интеллектуальных, нравственных основ личности ребёнка, но и сами родители создают медиатеку, содержащую ссылки на образовательные порталы и сайты, которые можно считать полезными интернет-ресурсами для дошкольников. В некоторых группах детского сада родители, с помощью педагогов, создали электронные библиотеки с подборкой лучших литературных произведений для дошкольников (для семейного чтения, а также для прослушивания аудио книг), фонотеки с подборкой музыкальных произведений (колыбельные, произведения классической музыки из серии "Музыка - детям"). Планируется создание игротеки - своеобразного банка настольно-печатных развивающих игр, которые есть в семьях воспитанников, и которыми дети могут обмениваться на выходные дни (фото и описание игр будет размещаться в общем чате).
Овладение "искусством диалога" в контексте "семья - детский сад" благотворно влияет на все сферы жизни ребёнка, а также помогает переосмыслить педагогические возможности и социальную ответственность родителей и педагогов в совместной деятельности по воспитанию и развитию детей.
Чепикова Э.А., Мельникова Н.В., Галкина Е.А., Захарова Н.В. Эффективная обратная связь - способ укрепления связи между детским садом и семьёй // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.
Семья и детский сад – два важных института, способствующих социализации детей в современном мире. Сделать этот процесс успешным, продуктивным и эффективным возможно только при активном взаимодействии педагогов и родителей. Их взаимоотношения, способы интеграции семьи и детского сада - всё ещё являются актуальной темой для изучения, обсуждения, поиска путей взаимодействия, направленных на воспитание всесторонне развитой личности ребёнка.
Психологическая, материальная, деятельная среда в детском саду и в домашней обстановке, влияют на приобретаемый детьми жизненный опыт, на формирование у ребёнка чувства уверенности в собственных силах, на осознание собственной успешности.
Родители и педагоги — зачем нужна более тесная интеграция между ними?
Прежде всего, она помогает взрослым лучше понять интересы, потребности, трудности ребёнка. Воспитателю в детском саду будет легче найти, подобрать, скорректировать пути и способы взаимодействия с ребёнком, зная и учитывая социальные, культурные, эмоциональные особенности его жизни вне детского сада. В свою очередь, родители, считающие, что ребёнок испытывает трудности (разного характера) в детском саду, смогут свободно связаться с педагогом, для обсуждения всех вопросов и нахождения наилучших решений в каждой конкретной ситуации.
Поэтому одна из наших главных задач — наладить обратную связь с родителями, тем самым, сделав их сторонниками наших взглядов на образовательный процесс и помощниками в реализации педагогических проектов.
Мы вывели для себя следующие правила:
· Открытость - гуманизация отношений между детьми, педагогами и родителями. Создание таких условий, при которых любой из участников педагогического процесса готов раскрыться, открыть самого себя в общении, любой образовательной активности. Открытость ведёт к доверительным отношениям, позволяющим обсуждать как позитивные, так и тревожные моменты в процессе воспитания детей.
· Динамичность и своевременность. Информация о значимых событиях, успехах и достижениях ребёнка, должна быть актуальной и своевременной.
· Индивидуальный подход. Педагог тактично даёт и получает обратную связь по каждому воспитаннику с учётом особенностей ребёнка и семьи, соблюдая баланс между критикой и поощрением.
· Регулярность. Только постоянное общение с родителями является по-настоящему конструктивным, так как даёт возможность отслеживать позитивную или негативную динамику развития ребёнка, что позволяет педагогам и родителям найти наиболее эффективные способы взаимодействия в отношениях "взрослый - ребёнок", и выработать единую педагогическую стратегию.
Конечно, занятость современных родителей затрудняет участие многих семей в повседневной жизни детского сада, поэтому педагоги активно выбирают новые возможности коммуникации, которые дают удобные форматы взаимодействия. Альтернативой традиционным способам общения (беседа, родительское собрание, анкетирование, оформление стендов с материалами для визуального ознакомления и т.п.) стали цифровые технологии, которые значительно расширили возможности педагогов и родителей, и явились той инновацией, которая помогает оптимизировать взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
В своей практике мы используем формы обратной связи, адаптированные к потребностям детей, родителей и педагогов:
· текстовые сообщения;
· анонсы - краткая, но ёмкая информация, предваряющая интересные события, проекты, участие в которых могут принять семьи воспитанников;
· фото и видео фиксация и трансляция интересных, значимых образовательных событий;
· онлайн-практики;
· видеочаты;
· интерактивные тесты, опросы и т.п.
Мы видим явные преимущества таких форм коммуникации в том, что использование цифровых технологий помогает поддерживать каждодневное общение с семьями воспитанников в тактичном, ненавязчивом виде, а также является отличным решением в вопросе экономии времени и для педагогов, и для родителей при организации общения по любым возникающим вопросам. Мы заметили, что в процессе выстраивания (моделирования) позитивной, эффективной обратной связи "педагог - семья", более конструктивными и полезными становятся отношения и в родительском сообществе. В общем чате родители не только высказываются о прошедших или текущих образовательных событиях, не только обсуждают посильную помощь (например, волонтёрскую деятельность при организации экскурсий выходного дня, посещения районной библиотеки), но и делятся своими планами организации семейного досуга, рассказывают об интересных, для посещения с детьми, местах, культурных событиях в жизни города (из собственного семейного опыта), то есть дают информацию, которая может заинтересовать других родителей и вывести их из состояния бездействия, безучастности, безынициативности. Теперь не только педагоги консультируют родителей по вопросам гармоничного развития физических, интеллектуальных, нравственных основ личности ребёнка, но и сами родители создают медиатеку, содержащую ссылки на образовательные порталы и сайты, которые можно считать полезными интернет-ресурсами для дошкольников. В некоторых группах детского сада родители, с помощью педагогов, создали электронные библиотеки с подборкой лучших литературных произведений для дошкольников (для семейного чтения, а также для прослушивания аудио книг), фонотеки с подборкой музыкальных произведений (колыбельные, произведения классической музыки из серии "Музыка - детям"). Планируется создание игротеки - своеобразного банка настольно-печатных развивающих игр, которые есть в семьях воспитанников, и которыми дети могут обмениваться на выходные дни (фото и описание игр будет размещаться в общем чате).
Овладение "искусством диалога" в контексте "семья - детский сад" благотворно влияет на все сферы жизни ребёнка, а также помогает переосмыслить педагогические возможности и социальную ответственность родителей и педагогов в совместной деятельности по воспитанию и развитию детей.