Информационные технологии в современном образовательном процессе

Герасименко Е.В. Урок-практикум (9-11 классы) «Подготовка к ГИА «Осложнение простого предложения»

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf


Аннотация. В основе предложенной разработки урока-практикума лежит основная для всех педагогов цель: эффективная организация учебной деятельности учащихся на уроке, позволяющая максимально полно и многоаспектно в рамках одного занятия подготовить учащихся к ряду тем, базируясь на одной конкретной теме- "Осложнение простого предложения". Этапы урока логично вытекают один из другого, позволяя учителю и учащимся незаметно повторить ряд тем: от лексики (паронимы) - к орфографии - синтаксису - пунктуации - написанию сочинения. Эффективность урока достигается умелым подбором дидактического материала и новых форм работы (кроссенс, фишбоун, интеллект-карта в рамках физминутки). Отличительной особенностью данной разработки является и межпредметность (математика, литература), которая позволяет удержать внимание каждого ученика на уроке. В ходе урока используются различные формы работы: беседа, практикум, решение тестовых заданий, индивидуальная работа, взаимопроверка, самопроверка. Предложенный конспект занятия позволяет способствовать овладению учащимися умениями в правильной постановке знаков препинания в простом осложненном предложении, составлять самостоятельно подобные синтаксические конструкции, грамотно излагать мысли.
Цель урока: закрепить постановку знаков препинания в простом осложнённом предложении; повторить орфографические навыки; повторить и закрепить разные виды разборов.
Задачи:
·           сформировать умение обобщать, делать выводы,
·           находить однородные члены предложения, вводные слова, обращения, сравнительные обороты, правильно ставить знаки препинания между ними,
·           развитие речевых способностей, творческого мышления, внимания, памяти, воображения,
·           развитие мотивации учебной деятельности;
·           развитие практических умений по применению теоретических знаний и аналитических способностей учащихся
·           воспитание коммуникативности, совместной работы и сотрудничества;
·           воспитание любви к родному слову, способствовать умению открывать для себя красоту окружающего мира с помощью умелого использования слова.
Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, решение тестовых заданий, индивидуальная работа, взаимопроверка, самопроверка.
·           Предполагаемый результат: овладение учащимися умениями правильной постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, способность составлять самостоятельно подобные синтаксические конструкции, грамотно излагать мысли.
 Ход практикума.
Организационный момент и погружение в занятие.
В руках журнал «Подготовка к ОГЭ». Ничего на уроке не бывает случайно, почему у меня в руках эта брошюра? Какова цель нашего занятия?
В 6 задании ОГЭ, вас просят подобрать стилистически нейтральный синоним. Что это означает? В каком стиле употребляют чаще всего слово «брошюра»? Замените это слово стилистически нейтральным синонимом (книга, книжонка, журнал, сборник, каталог). Вспомните написание этого слова и запишите синонимичный ряд.
Перед вами сочетания слов. Определите вид словосочетаний, перестройте их так, чтобы получился вид связи управление:
иллюстрированная брошюра- брошюра с иллюстрациями (син)
гречишный хлеб – хлеб из гречихи (гречки)
московская прописка – прописка в Москве
схематичный КРОССЕНС – кроссенс со схемами (из схем)
Лексическая работа с паронимами: СХЕМАТИЧЕСКИЙ -представленный в виде чертежа, схемы, являющийся схемой, содержащий её; СХЕМАТИЧНЫЙ - содержащий элементы схематизма, представленный лишь в основных, общих, главных чертах.
Итак перед нами кроссенс со схемами, который поможет определить грамматическую тему урока: (расшифровываем схемы) – приходим к выводу.
Определяющей ход всего урока будет эта тема, но как обычно в поле нашего зрения все задания ОГЭ. По ходу урока заполняете на титульном листе, своего рода рефлексия, а для меня ориентир для организации дальнейшей работы.
Обобщающее повторение в рамках орфографического и пунктуационного анализа материала. Грамматико-пунктуационная подготовка.
1.       Запишите тему урока, назовите орфограмму в названии темы.
Что надо знать, чтобы определить написание Н и НН? (часть речи)
Если прилагательное, смотри (суфф., искл.), если причастие (форма, приставка, вид, зависимое слово)
2.       Орфографическая разминка: (2 чел у доски: 1-график, 2-словами с цифрами)- весь класс самостоятельно в любой форме + 5 (Н) и 10 (НН) =65:
1. ветреный 5. вымоченный 9. раненый
2. нежданный 6. посаженый (отец) 10. кованый
3. серебряный 7. муравьиный
4. моченый 8. посаженный
 (проверка – ящик Пандры для работавших у доски; весь класс самооценка с занесением метки в верхний правый угол: просклоняйте 65) Прочитайте небольшой текст с использованием числительных (СЛАЙД):
Безмерна любовь русских людей к гению, поэтому частью празднования 220-летия со дня рождения Пушкина, которое Россия будет отмечать в 2019 году, станут Дни Государственного музея Пушкина. Они пройдут в Калужском инновационном культурном центре. Запланирована выставка, театрализованное представление, лекции и мастер-классы, сообщили в пресс-службе правительства Калужской области по результатам состоявшейся 16 апреля в Москве рабочей встречи министра культуры и туризма Калужской области Павла Суслова и директора Государственного музея Пушкина Евгения Богатырева. А вот День памяти А.С. Пушкина будет проходить 10 февраля 2019 года, в годовщину смерти национального русского поэта.
3.       Работа с приставкой: каков разряд этой приставки, условие написания.
4.       Перед вами карточки: вставьте нужную букву, определите, какой перед вами вид осложнения ПП (кто-то у доски):
,как бездонный колодец. (вписывает орфограмму, комментирует, объясняет почему знак). Придумывает устно предложение (спонтанная речь – устная часть) и берет карточку с доски, из кроссенса (та, которая соответствует ее фразе)

,бесспорно, (тоже самое)

,безмятежный мой товарищ, (тоже самое)

бессловесный, безликий, но безумно талантливый. (тоже самое)

,бесшумно встав, (тоже самое)

,пребывающий в неведении, (тоже самое)

, кроме бессловесных статуй, (тоже самое)

Гордость его, чрезмерно немая, … (тоже самое)

,Бессольцева Лена, (тоже самое)

(определение средств изобразит по ходу выполнения заданий)

5.       Подготовка к устной части (параллельно): прочитайте предложенную информацию, она вам известна, изложите ее тезисами и схематично у доски при составлении

ФИШБОУН

6.       Самодиагностика (слайд для проверки): расставьте знаки препинания. Устно выделите грамматические основы, определите вид осложнения ПП.
1) Небо сплошь усыпанное зимними звездами опустилось на верхушки спящих елей.
2) Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой
3) Кажется шепчут колосья друг другу.
4) Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.
5) Однажды вечером, около шести часов, ко мне постучались в окно.
6) Наш корабль ловко примостившись между судами-великанами еще долго стоял в гавани.
7) Он не слыхал,
Как подымался жадный вал,
Ему подошвы подмывая,
Как дождь ему в лицо хлестал,
Как ветер, буйно завывая,
С него и шляпу вдруг сорвал.
8) В блёстках инея, точно в алмазах, задремали, склонившись, берёзы.
9) Как хорошо ты о море ночное! (О - входит в состав обр.)
10) Профессор, по фамилии Сидоров, был строг.
Какое предложение лишнее? Начертите его схему, дайте характеристику.

Разноуровневая работа в парах.

Составьте из частей предложение, установите, чем оно осложнено или же оно вообще сложное:
1 пара: Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
 Расстаться настало нам время.(А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)
2 пара: Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Если в предложении много запятых и оно большое, это является свид-ом того, что оно сложное?
3 пара: … На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений. («Медный всадник»)
4 пара: Еще кипели злобно волны,
Как бы под ними тлел огонь,
Еще их пена покрывала,
И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.
(«Медный всадник») сколько здесь грамматических основ? В основе отрывка какое средство изобразительности? Как же отличить сравнительный оборот от придаточной сравнительной части?

Физминутка (создайте интеллект карту из заготовок) минианализ

Лексическая подготовка

Ребята, мы обобщили знания о грамматической теме, но у нас всегда есть – КАКАЯ ЕЩЕ ТЕМА? ЛЕКСИЧЕСКАЯ - работа с ней помогает нам…. (написать сочинения, учит рассуждать и готовиться к устной части)
Прочитайте внимательно текст. Ответьте на вопрос: какое чувство сопровождает повзрослевшую героиню произведения. Тоска, любовь
Чтобы усилить эмоциональный фон данного текста, осмыслить его более полно, предлагаю вашему вниманию аудиоролик: (стихотворение «Папа никогда не умирает…» Алина Бараусова)
Папа никогда не умирает,
Просто рядом быть перестаёт...
Иногда пытаюсь я представить,
Буд-то просто далеко живёт..
Буд-то можно отправить ему письма,
Рассказать, как, я люблю рассвет...
Только ждать ответ - увы бессмысленно.
Там где папа - писем больше нет...
Папа никогда не умирает
Просто рядом быть перестаёт...
Ангелом тебя сопровождает,
А любовь всегда живёт.
Беседа:
-какова основная мысль;
-какие вызывает чувства;
-как связаны текст и этот ролик;
-какая избитая фраза возникает при ознакомлении стекстом и роликом («что имеем...) Поэтому автор над чем заставляет задуматься … (цените…, любите, берегите…)
Вам необходим аргументированный ответ при написании сочинения -15.3 и при выполнении одного из заданий устного собеседования. Чтобы аргументационная база была шире, кругозор богаче и тот, кто придет в 10-11 класс, без труда написали итоговое сочинение, я предлагаю запомнить это стихотворение и, конечно же, автора, а также повторить одноименный рассказ Чехова.
Опираясь на предложенный текст, я предлагаю вам работу в группах на предложенные темы с учетом их типовой речевой принадлежности: необходимо использовать в работе осложненные простые предложения (объем не более10 предложений).
1 группа: описание
2 группа: повествование (Мои родители)
3 рассуждение (Родительская любовь особенная)
Презентация своих работ, назвать какие способы осложнения использовались.

Итог занятия.

Да, любить, ценить, помнить – понятия, которые сопровождают жизнь каждого человека. В данный момент мы должны ценить с вами время, которое неумолимо несет нас вперед. Есть строки стихотворения «увы, стрелки ходят по кругу только вправо, без всякого НО» И от урока к уроку мы создаем прочную платформу для ваших хороших результатов. Сделаем вывод о том, что удалось закрепить на сегодняшнем уроке…

Рефлексия.

Итак, отметьте те задания, в рамке, которые отрабатывались на уроке. Рядом отметьте те задания, которые вы бы хотели еще раз повторить.
Оценки.
Домашнее задание: написание сочинение 15.3 (понятие на выбор «тоска», «любовь», «вина») + расставить знаки препинания (осложнение ПП), вставить пропущенные буквы в первом абзаце. Вам выделено только два абзаца, а должно быть 5, разделите текст на абзацы.

Библиографический список.

1.Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.
2. Мухина С.А., Соловьева А.А., Современные инновационные технологии обучения.М, 2008 г.-360с.

2020