Библиографическое описание:
Сидорко Е.А., Безденежных М.Н. Использование интерактивных методов обучения на уроках математики в условиях реализации ФГОС // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.
В педагогической практике уже давно применяются «активные методы и формы обучения» Использование интерактивных методов обучения на уроках математики в условиях реализации ФГОС.
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению интерактивными методами обучения.
Задачи: В педагогической практике уже давно применяется такой термин как «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня развития и активности деятельности учащихся. В последнее время получил место в этом мире еще один термин - «интерактивное обучение».
Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и обучающегося.
Интерактивные технологии - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективной работе, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучения. Интерактивные технологии направлены на то, чтобы вовлечь всех учащихся в обсуждение темы, выполнение заданий, презентацию результатов самостоятельной работы. Сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение результатов.
· дать представление о классификации интерактивных методов обучения;
· показать систему применения интерактивных методов на уроках математики;
· способствовать созданию условий для активного взаимодействия участников мастер-класса.
I. Психологический настрой. Радуга настроения.
- Предлагаем вам, по начальным буквам дать характеристику качеств учителя. (Интересные, терпимые, активные, креативные, творческие, инициативные, веселые.) Эти цвета составляющие цвета радуги. Давайте составим радугу и узнаем тему нашего разговора. (Составление радуги - ИНТЕРАКТИВ).
Притча. Однажды к мудрецу пришел странник. «Мудрец, научи меня, как стать счастливым, успешным и богатым». Подумав немного, мудрец ответил: «Иди по этой дороге и внимательно наблюдай за всем, что происходит. Не упускай из виду ни малейшую деталь. Используй все, что дает тебе судьба!»
Прошло несколько лет, и снова пришел странник к мудрецу. «Мудрец, я прошел по пути, который ты мне указал, но, к сожалению, не обрел ни успех, ни счастья, ни богатства». На что мудрец ответил: «Вспомни, ты встретил человека, который предлагал тебе помощь. Ты отказался! – Это был твой успех! Однажды тебе предложили интересное дело, ты не обратил внимание на это. В этом было твое богатство. А как-то поздно ночью в твою дверь постучали, ты подумал, что это капли дождя и не открыл. Ты проспал свое счастье». Запомни мой друг, - идя по жизни, принимай все, что дает тебе судьба.
Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Успех, как известно, рождает успех.
II. Раскрытие темы мастер класса.
Перед вами лежит таблица, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.
Понятие
Знаю
Узнал
Интерактивные методы
Что же такое интерактивное обучение?
Игра «Кубик» (каждый участник говорит по одной фразе, передавая кубик по цепочке.)
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко)
- Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? (Форма проведения «Микрофон»)
Мы надеемся, что ваши ожидания исполнятся.
- Эффективным условием создания развивающей среды на уроке являются интерактивные методы обучения. При этом очень важно помнить о том, что важно использовать технологию интерактивного обучения в системе. Это позволяет сформировать у обучающихся на уроке – такие качества личности, как самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность и будет способствовать формированию и развитию универсальных учебных действий и метапредметных компетентностей.
Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.
Задачи интерактивного обучения:
· активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
· повышение познавательной мотивации;
· обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
· развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;
· воспитание лидерских качеств;
· умение работать с командой и в команде;
· принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Исходя из выше сказанного вытекает следующая классификация методов обучения:
Рисунок 1.Интерактивные методы обучения
III. Фрагмент урока.
На основе полученной информации, предлагаем вам фрагмент урока математики по теме «Подготовка к действию сложения».
1. Математический диктант.
- Рассмотрите рисунок, запишите в строчку ответы на вопросы:
Сколько всего квадратов на рисунках?
Сколько всего больших треугольников?
Рисунок2. Танграм. Кот
Сколько маленьких треугольников?
Сколько кругов?
- Что у нас получилось? (1, 2, 3, 0 – ряд чисел)
- Можно ли его назвать натуральным рядом? Почему? (нет, числа не по порядку, есть ноль, не хватает числа, нет многоточия)
- Исправьте ряд чисел, превратив его в натуральный ряд (1, 2, 3, …) Самопроверка.
2. Проблемная ситуация, формулирование темы урока.
- Достаньте из конверта карточку и соберите следующую фигуру
- С какой проблемой вы столкнулись? (не хватает деталей)
- Как же решить эту проблему? (участники предлагают объединить фигуры)
Рисунок 3.Танграм Дом.
- Что вам пришлось предпринять, чтобы выполнить задание? (сложить детали, вместе работать.)
- Как еще можно сказать про это действие? (сложить, соединить, объединить, вместе)
- Сегодня и на последующих уроках мы будем раскрывать тайны действия сложения, объединения
- Кто может сформулировать тему нашего урока? (действие сложения)
3. Фронтальное исследование. (Прием «Рассуждалочка».)
- Чтобы сложить домик вам пришлось объединить не только детали, но и свои усилия. Порассуждаем, а зачем могут объединяться люди?
- Посмотрите на слайд. Чем похожи все рисунки? (на всех рисунках много людей, они в группы объединились)
- Для чего объединились люди на каждом рисунке? (чтобы мелодию красивую сыграть – оркестр, чтобы спеть вместе – хор, чтобы хоровод поводить)
- А для чего люди объединяются? (чтобы не скучно было, поиграть вместе, если у кого-то беда, то помочь, чтобы что-то создать, поговорить)
- а на этой фотографии для чего люди объединились? (чтобы врага победить) О каком важном событии я вам напомнила? С кем мы воевали? Одержали мы победу?
- Значит, люди объединяются и в радости, и в горе.
4. Исследование в малых группах. (Применение групповой формы работы и игры «Листочки».
- Выберите любой листочек, объединитесь в группы по общему признаку: фрукты, овощи, цветы.
- Сейчас мы поучимся объединять свои усилия и работать в группах.
Игра «Змейка». Приготовьте бутерброд для угощения гостей.
5. Обмен информацией (каждая группа рассказывает, какую задачу они решали, что пришлось предпринять, что получилось)
- Что всем группам пришлось предпринять, чтобы выполнить задачу?
(объединять, складывать что-то)
6. Подведение итога урока. Прием «Лесенка успеха».
IV. Обобщение опыта работы.
На данном мастер – классе мы показали применение лишь некоторых форм и методов интерактивного обучения. Эти методы позволяют повысить мотивацию учащихся и достичь наиболее высоких результатов. С этой целью мы проводим мониторинг, который дает возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у детей.
В результате:
1. Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.
2. Обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия.
3. Развивается умение работать в парах и группах:
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника;
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы.
4. Дети умеют использовать знаково-символические средства.
5. Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.
Таким образом, мы видим положительную динамику в развитии всех видов УУД у первоклассников. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно, использование интерактивных методов и приемов способствует более высокому развитию универсальных учебных действий.
V. Подведение итогов мастер-класса.
- Мы надеемся, что ваши ожидания оправдались. Это может подтвердить заполнение 2-й графы таблицы.
Рефлексия «Синквейн» - японское пятистишие.
1 строка – Существительное (название темы).
2 строка – Два прилагательных (определение темы).
3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.
5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.
Сидорко Е.А., Безденежных М.Н. Использование интерактивных методов обучения на уроках математики в условиях реализации ФГОС // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.
В педагогической практике уже давно применяются «активные методы и формы обучения» Использование интерактивных методов обучения на уроках математики в условиях реализации ФГОС.
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению интерактивными методами обучения.
Задачи: В педагогической практике уже давно применяется такой термин как «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня развития и активности деятельности учащихся. В последнее время получил место в этом мире еще один термин - «интерактивное обучение».
Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и обучающегося.
Интерактивные технологии - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективной работе, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучения. Интерактивные технологии направлены на то, чтобы вовлечь всех учащихся в обсуждение темы, выполнение заданий, презентацию результатов самостоятельной работы. Сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение результатов.
· дать представление о классификации интерактивных методов обучения;
· показать систему применения интерактивных методов на уроках математики;
· способствовать созданию условий для активного взаимодействия участников мастер-класса.
I. Психологический настрой. Радуга настроения.
- Предлагаем вам, по начальным буквам дать характеристику качеств учителя. (Интересные, терпимые, активные, креативные, творческие, инициативные, веселые.) Эти цвета составляющие цвета радуги. Давайте составим радугу и узнаем тему нашего разговора. (Составление радуги - ИНТЕРАКТИВ).
Притча. Однажды к мудрецу пришел странник. «Мудрец, научи меня, как стать счастливым, успешным и богатым». Подумав немного, мудрец ответил: «Иди по этой дороге и внимательно наблюдай за всем, что происходит. Не упускай из виду ни малейшую деталь. Используй все, что дает тебе судьба!»
Прошло несколько лет, и снова пришел странник к мудрецу. «Мудрец, я прошел по пути, который ты мне указал, но, к сожалению, не обрел ни успех, ни счастья, ни богатства». На что мудрец ответил: «Вспомни, ты встретил человека, который предлагал тебе помощь. Ты отказался! – Это был твой успех! Однажды тебе предложили интересное дело, ты не обратил внимание на это. В этом было твое богатство. А как-то поздно ночью в твою дверь постучали, ты подумал, что это капли дождя и не открыл. Ты проспал свое счастье». Запомни мой друг, - идя по жизни, принимай все, что дает тебе судьба.
Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Успех, как известно, рождает успех.
II. Раскрытие темы мастер класса.
Перед вами лежит таблица, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.
Понятие
Знаю
Узнал
Интерактивные методы
Что же такое интерактивное обучение?
Игра «Кубик» (каждый участник говорит по одной фразе, передавая кубик по цепочке.)
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко)
- Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? (Форма проведения «Микрофон»)
Мы надеемся, что ваши ожидания исполнятся.
- Эффективным условием создания развивающей среды на уроке являются интерактивные методы обучения. При этом очень важно помнить о том, что важно использовать технологию интерактивного обучения в системе. Это позволяет сформировать у обучающихся на уроке – такие качества личности, как самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность и будет способствовать формированию и развитию универсальных учебных действий и метапредметных компетентностей.
Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.
Задачи интерактивного обучения:
· активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
· повышение познавательной мотивации;
· обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
· развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;
· воспитание лидерских качеств;
· умение работать с командой и в команде;
· принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Исходя из выше сказанного вытекает следующая классификация методов обучения:
Рисунок 1.Интерактивные методы обучения
III. Фрагмент урока.
На основе полученной информации, предлагаем вам фрагмент урока математики по теме «Подготовка к действию сложения».
1. Математический диктант.
- Рассмотрите рисунок, запишите в строчку ответы на вопросы:
Сколько всего квадратов на рисунках?
Сколько всего больших треугольников?
Рисунок2. Танграм. Кот
Сколько маленьких треугольников?
Сколько кругов?
- Что у нас получилось? (1, 2, 3, 0 – ряд чисел)
- Можно ли его назвать натуральным рядом? Почему? (нет, числа не по порядку, есть ноль, не хватает числа, нет многоточия)
- Исправьте ряд чисел, превратив его в натуральный ряд (1, 2, 3, …) Самопроверка.
2. Проблемная ситуация, формулирование темы урока.
- Достаньте из конверта карточку и соберите следующую фигуру
- С какой проблемой вы столкнулись? (не хватает деталей)
- Как же решить эту проблему? (участники предлагают объединить фигуры)
Рисунок 3.Танграм Дом.
- Что вам пришлось предпринять, чтобы выполнить задание? (сложить детали, вместе работать.)
- Как еще можно сказать про это действие? (сложить, соединить, объединить, вместе)
- Сегодня и на последующих уроках мы будем раскрывать тайны действия сложения, объединения
- Кто может сформулировать тему нашего урока? (действие сложения)
3. Фронтальное исследование. (Прием «Рассуждалочка».)
- Чтобы сложить домик вам пришлось объединить не только детали, но и свои усилия. Порассуждаем, а зачем могут объединяться люди?
- Посмотрите на слайд. Чем похожи все рисунки? (на всех рисунках много людей, они в группы объединились)
- Для чего объединились люди на каждом рисунке? (чтобы мелодию красивую сыграть – оркестр, чтобы спеть вместе – хор, чтобы хоровод поводить)
- А для чего люди объединяются? (чтобы не скучно было, поиграть вместе, если у кого-то беда, то помочь, чтобы что-то создать, поговорить)
- а на этой фотографии для чего люди объединились? (чтобы врага победить) О каком важном событии я вам напомнила? С кем мы воевали? Одержали мы победу?
- Значит, люди объединяются и в радости, и в горе.
4. Исследование в малых группах. (Применение групповой формы работы и игры «Листочки».
- Выберите любой листочек, объединитесь в группы по общему признаку: фрукты, овощи, цветы.
- Сейчас мы поучимся объединять свои усилия и работать в группах.
Игра «Змейка». Приготовьте бутерброд для угощения гостей.
5. Обмен информацией (каждая группа рассказывает, какую задачу они решали, что пришлось предпринять, что получилось)
- Что всем группам пришлось предпринять, чтобы выполнить задачу?
(объединять, складывать что-то)
6. Подведение итога урока. Прием «Лесенка успеха».
IV. Обобщение опыта работы.
На данном мастер – классе мы показали применение лишь некоторых форм и методов интерактивного обучения. Эти методы позволяют повысить мотивацию учащихся и достичь наиболее высоких результатов. С этой целью мы проводим мониторинг, который дает возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у детей.
В результате:
1. Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.
2. Обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия.
3. Развивается умение работать в парах и группах:
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника;
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы.
4. Дети умеют использовать знаково-символические средства.
5. Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.
Таким образом, мы видим положительную динамику в развитии всех видов УУД у первоклассников. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно, использование интерактивных методов и приемов способствует более высокому развитию универсальных учебных действий.
V. Подведение итогов мастер-класса.
- Мы надеемся, что ваши ожидания оправдались. Это может подтвердить заполнение 2-й графы таблицы.
Рефлексия «Синквейн» - японское пятистишие.
1 строка – Существительное (название темы).
2 строка – Два прилагательных (определение темы).
3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.
5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.