Библиографическое описание:
Смолина М.А. Педагогические особенности развития звуковой и интонационной культуры детей младшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
Развитие звуковой и интонационной культуры детей дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой предметной развивающей среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребёнка и обогащение его речевого опыта. Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Речевая развивающая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной деятельности, становится основой для самостоятельной речевой деятельности. Правильное создание речевой развивающей среды способствует развитию коммуникативных навыков, связной, диалогической речи и помогает адаптироваться ребенку в окружающем мире и социальной действительности.
Организация речевой среды несёт эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения не только к окружающему миру предметов, людей, природы, но и к системе родного языка, формируя тем самым у них элементарное осознание явлений родного языка и речи.
Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста - своевременное и полноценное формирование речи. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми во многом зависит от правильно организованного взаимодействия педагогов и родителей. Каждый из них, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Необходимо повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с коллективом дошкольного учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка. Способствовать созданию благоприятных условий для общения родителей с детьми.
Для более эффективного формирования у детей звуковой и интонационной культуры речи необходима тесная взаимосвязь обучения на занятиях и воспитания звукопроизношения в повседневной жизни.
Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Основа этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Формы работы с родителями представлены в таблице 1.
Работа, проводимая в детском саду по развитию звуковой культуры речи младших дошкольников, наиболее результативна, если она находит поддержку и продолжение в семье. Цельвзаимодействия с родителями: стимулирование заинтересованности, готовности и привлечения родителей к совместной с педагогами детского сада работе по развитию звуковой культуры речи младших дошкольников.
Таблица 1. Формы взаимодействия педагогов детского сада с родителями по развитию звуковой культуры речи младших дошкольников
Звуковая и интонационная выразительность речи является обязательным признаком полноценной устной речи и рассматривается как важный показатель речевой культуры личности. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности. Дошкольный возраст является периодом активного усвоения средств интонационной выразительности, совершенствования процессов их понимания и произвольного употребления. Развитие выразительности речи дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и к будущей жизни.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной внутренней речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Задача педагогов и родителей - помочь ребёнку научиться свободно пользоваться словом, получать удовольствие от своей речи, использовать богатство интонаций, мимики и жестов при передаче мысли и чувств. Формированию звуковой и интонационной культуры речи детей дошкольного возраста способствует систематическое целенаправленное использование разнообразных методов и приемов, упражнений, дидактических игр.
Библиографический список1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., - М.: Академия, 2015. 448 с.
2. Баренцева, Н.С., Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Баренцова, Е.В. Колесникова. – М.: Академия, 2013. 96 с.
3. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. - М.: Айрис пресс, 2006. 128 с.
4. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. - Изд-во Мос. психол. социол. Ин - та; Воронеж: МОДЭК, 2002. – 230 с.
5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. / М.Ф.Фомичева. – М.: Просвещение, 2016. 239 с.
Смолина М.А. Педагогические особенности развития звуковой и интонационной культуры детей младшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
Развитие звуковой и интонационной культуры детей дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой предметной развивающей среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребёнка и обогащение его речевого опыта. Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Речевая развивающая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной деятельности, становится основой для самостоятельной речевой деятельности. Правильное создание речевой развивающей среды способствует развитию коммуникативных навыков, связной, диалогической речи и помогает адаптироваться ребенку в окружающем мире и социальной действительности.
Организация речевой среды несёт эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения не только к окружающему миру предметов, людей, природы, но и к системе родного языка, формируя тем самым у них элементарное осознание явлений родного языка и речи.
Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста - своевременное и полноценное формирование речи. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми во многом зависит от правильно организованного взаимодействия педагогов и родителей. Каждый из них, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Необходимо повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с коллективом дошкольного учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка. Способствовать созданию благоприятных условий для общения родителей с детьми.
Для более эффективного формирования у детей звуковой и интонационной культуры речи необходима тесная взаимосвязь обучения на занятиях и воспитания звукопроизношения в повседневной жизни.
Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Основа этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Формы работы с родителями представлены в таблице 1.
Работа, проводимая в детском саду по развитию звуковой культуры речи младших дошкольников, наиболее результативна, если она находит поддержку и продолжение в семье. Цельвзаимодействия с родителями: стимулирование заинтересованности, готовности и привлечения родителей к совместной с педагогами детского сада работе по развитию звуковой культуры речи младших дошкольников.
Таблица 1. Формы взаимодействия педагогов детского сада с родителями по развитию звуковой культуры речи младших дошкольников
Звуковая и интонационная выразительность речи является обязательным признаком полноценной устной речи и рассматривается как важный показатель речевой культуры личности. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности. Дошкольный возраст является периодом активного усвоения средств интонационной выразительности, совершенствования процессов их понимания и произвольного употребления. Развитие выразительности речи дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и к будущей жизни.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной внутренней речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Задача педагогов и родителей - помочь ребёнку научиться свободно пользоваться словом, получать удовольствие от своей речи, использовать богатство интонаций, мимики и жестов при передаче мысли и чувств. Формированию звуковой и интонационной культуры речи детей дошкольного возраста способствует систематическое целенаправленное использование разнообразных методов и приемов, упражнений, дидактических игр.
Библиографический список1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., - М.: Академия, 2015. 448 с.
2. Баренцева, Н.С., Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Баренцова, Е.В. Колесникова. – М.: Академия, 2013. 96 с.
3. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. - М.: Айрис пресс, 2006. 128 с.
4. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. - Изд-во Мос. психол. социол. Ин - та; Воронеж: МОДЭК, 2002. – 230 с.
5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. / М.Ф.Фомичева. – М.: Просвещение, 2016. 239 с.