Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Толстых Т.А. Конспект коррекционно-логопедического занятия для детей подготовительной группы ОНР на тему «Звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов»



Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf

Цель: Автоматизация звуко - буквенного и слогового анализа двухсложных слов.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
закреплять различие понятий «звук» и «буква»;
закреплять развичие понятий «слог» и «слово»;
учить давать характеристику звукам по артикуляционным и акустическим признакам;
закреплять навык звуко - буквенного анализа слова;
закреплять навык составления предложения путем преобразования деформированной фразы;
учить детей формулировать ответ полным предложением.
Коррекционно – развивающие:
развивать фонематических слух;
формировать фонематическое восприятие;
автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях;
развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление;
развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук.
Коррекционно – воспитательные:
активизировать способность самоконтроля детей к собственной речи;
закреплять интерес к занятиям, навыки работы в коллективе;
воспитывать толерантное отношение к окружающему миру.
Используемые технологии: здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые игра, динамические паузы).
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация к занятию, Незнайка – кукла, лупа, магнитная доска, демонстрационные картинки – луна, лупа, указка, фишки синего и красного цветов, буквы Л,У,Н,А,Л,У,П,А, и др; слоговые схемы слов, магниты для звукового анализа, фетровые пособия «дорожки» с пуговицами…
Предварительная работа: игра «Найди слова на заданный звук», «Какой первый звук в слове?», задания на определение количества звуков и букв в слове, беседа по прочитанной книге «Незнайка в солнечном городе».
Ход занятия
Мотивационно – ориентировочный этап
Приветствие: Здравствуйте, ребята. Сегодня я к вам пришла с загадкой.
Что за мостик разноцветный
Мы увидим каждым летом?
Через речку, через лес,
Повисел он… и исчез… (Радуга)
(Слайд 1) Радуга
Дружно в радугу войдем,
В город слов мы попадем,
Нам туда трудна дорога,
Но зовут на встречу нас.
Мы друзей там обретем,
Краше речь мы разовьем!
Поисковый этап
Ребята, а вы умеете красиво говорить? Громко, четко и выразительно. Мы знаем много пословиц и поговорок, и они приведут нас в город слов.
(Дети читают пословицы и поговорки про сказочных героев)
(Слайд 2) Домик
Вот так домик непростой…
Здравствуй, домик потайной,
Буквы дружно здесь живут
И скучать всем не дают.
Ребята, кто же нас звал в гости?
(Появляется кукла - Незнайка)
Практическая часть
Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы пришли. Знайка дал мне задание, а я все перепутал… И теперь меня друзья не возьмут в путешествие (Плачет: а-а-а). Мне просто необходимо научиться делить слова на слоги и звуки. Сможете помочь?
Конечно, поможем. Давайте вспомним, как можно делить слова на слоги?
Отхлопать, постучать по столу, приложить прямую ладошку к подбородку.
А Незнайка будет внимательно смотреть и учиться.
(Слайд 3) Картинки для слогового анализа – муха, нота, вата, вода, коза, лиса.
Дети делят слова на слоги.
Какие вы молодцы, справились с заданием, садимся на свои места.
Звуко - буквенный и слоговой анализ первого слова
Посмотрите, какую картинку Знайка приготовил для своего друга.
ЛУНА (выставляется на доску)
Кто знает, что это? Правильно, это луна.
Давайте разделим это слово на слоги: лу – на
Сколько слогов?
Какой первый? На какую гласную заканчивается?
Какой слог второй? На какую гласную заканчивается?
Найдите у себя схему этого слова и положите перед собой. Укажите над каждым слогом гласный звук (красный кружок). А мы с Незнайкой посмотрим, как вы справляетесь.
Теперь произнесите слово так, чтобы я услышала первый звук: Л
Какой это звук? Согласный, твердый, звонкий. Воздух встречает преграду на пути, горлышко звенит.
Каким цветом обозначим? Синим
Ребята, поставьте в схеме этот кружок (логопед выставляет на доске).
Найдем второй звук в слове: У
Какой это звук? Гласный
Он у нас на схеме уже обозначен красным кружочком.
Теперь произнесем слово так, чтобы услышать третий звук: Н
Какой это звук? Согласный, твердый, звонкий. Обозначается синим цветом.
Отметим на схеме этот звук.
Произносим слово так, чтобы услышать четвертый звук: А
Дадим характеристику: гласный звук, обозначаем красным цветом.
Молодцы ребята! Выходите поиграть.
Динамическая пауза
Игра у нас с вами сложная, но интересная. Две команды по 4 человека, на ковре лежат фишки синего и красного цвета и набор букв (по 6 фишек и букв). Первой команде предлагается по порядку взять необходимые фишки и встать так, чтобы получилась схема слова. Вторая команда берет соответствующие буквы и выстраивается перед звуками. Незнайка проверяет правильность построения детей.
Молодцы, ребята.
Дыхательные упражнения
Ребята, а вы знаете, что луна движется строго по своему пути вокруг земли. Сейчас мы с вами попробуем тоже запустить луну, чтобы она двигалась по дорожке и никуда свернула.
На отдельном столе наклеены дорожки разных цветов. Детям предлагается подуть на круглые шарики так, чтобы шарик катился строго по дорожке до конечной цели. При этом делаем акцент, что щеки у нас не надуваются, воздух плавно выходит изо рта.
Звуко - буквенный и слоговой анализ второго слова
Что – то наша картинка заскучала, прибавим к ней еще одну:
ЛУПА (выставляется на доске)
Кто знает, что это? Правильно, ребята, это лупа. Увеличительное стекло, через которое можно разглядеть даже муравья.
Давайте разделим слово на слоги: лу – па.
Сколько слогов?
Какой первый?
Какой второй?
Садимся за столы и самостоятельно на слоговой схеме выкладываем фишки звуков. Проводим звуковой анализ:
Л – согласный, твердый, звонкий
У – гласный
П – согласный, твердый, глухой
А – гласный
Все справились? Молодцы.
Динамическая пауза
Детям дают цифры 1,2,3,4. Напоминаем, что первый звук Л, второй У, третий П, четвертый А. А сейчас Незнайка будет называть звук, и те ребята, у которых соответствующая цифра, будут выходить из круга в центр.
В конце игры детям предлагается на доске из букв выложить слово: ЛУПА.
Отлично, мы с вами разобрали два слова: луна и лупа.
Чем похожи эти слова? 2 слога, 4 звука, 2 гласных и тд.
Чем отличаются слова? Третьим звуком
Развитие мелкой моторики
Садимся за столы и в раздаточном материале возьмем пособие «Дорожки».
Давайте вспомним, про кого мы говорили, что его можно рассмотреть под лупой? Про муравья. Вот сейчас мы с вами будем муравьишками, надо пройти пальчиками по дорожкам одновременно правой и левой рукой. Ставим пальчики на пуговицы – мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие и снова, пока не дойдем до конца.
Молодцы, помогли всем муравьям дойти до своего домика!
Работы с деформированной фразой
(Слайд 4) Муравейник и рядом Знайка.
Знайка: Здравствуйте, ребята, какие вы молодцы! Выполнили все задания и помогли Незнайке узнать много нового.
А я вам приготовил загадки, готовы?
Отгадайте, что я хотел сказать:
Машина едет на Незнайке …
Компот пьет вишневого Пончика…
Портрет нарисовал чудесного Тюбика…
Город живет в Солнечном Незнайке…
Какие вы молодцы! Я хочу вам подарить книгу, про наши новые приключения, чтобы вы нас не забывали. А нам пора в путь, до свидания, друзья.
Рефлексивно – оценочный этап
Ребята, вот и закончились наши испытания. Вы молодцы, справились со всеми трудными заданиями, помогли Незнайке научиться делить слова на слоги и звуки и соединять звуки и буквы в слова.
Скажите, какое задание было самым трудным для вас?
Какое задание было интересным?
А теперь пора нам возвращаться в группу с новой книгой.
2019