НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Приходько Е.И., Таирова Е.К., Денушева М.С., Шахова У.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf

В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы рассмотрели сущность понятий «общение» и «коммуникативные умения». Полноценное общение невозможно без владения коммуникативными умениями:
- умение вступать в процесс общения; умение использовать средства вербального и невербального общения, умение принимать информацию, умение передавать информацию;
- умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению; умение доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; выход из конфликтных ситуаций;
- умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Развитие коммунникативных умений в дошкольном возрасте осуществляется поэтапно. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка складывается две формы общения со взрослыми: внеситуативно‑познавательная и внеситуативно‑личностная, а у детей с ОНР преобладает ситуативно-деловая его форма, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4 — летнего возраста. Каждая форма общения со взрослым вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия. Важнейшее значение данной формы состоит в том, что ребенок узнает благодаря ней о взрослом как об учителе и усваивает представление о себе как об ученике. Поэтому наиболее успешно приобретает новые знания. Для успешного обучения в школе важно чтобы у ребёнка были развиты внеситуативно‑познавательная и внеситуативно‑личностная формы общения со взрослым, поэтому необходимо развивать коммуникативные умения именно в дошкольном возрасте.
Одним из средств развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. По мнению Лежнева Л.И. в ней формируются навыки способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать, радоваться за удачи), умение согласовывать свои желания с мнением других детей, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других, умение регулировать свое поведение в соответствии с нормами поведения.
В связи с особенностями развития детей с нарушением речи сюжетно-ролевая игра у таких детей возникает только под непосредственным руководством взрослого. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством специально организованной сюжетно-ролевой игру будет эффективно при обеспечении следующих условий: учете индивидуальных особенностей ребёнка и запаса представлений об окружающем мире, так же важно, чтобы педагог был активным участником игры.
Для проверки гипотезы исследования было организовано опытно-экспериментальное исследование. На констатирующем этапе нами был выявлен уровень развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Использовались методики:
«Зеркало настроений» С.Е. Анфисовой ,  «Отражение чувств» О.В. Дыбиной, «Анализ ситуации» ,«Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Полученные результаты показали, что у большинства детей развитие коммуникативных умений находится на низком уровне. Эти дети не вступают в общение, не проявляют инициативы в контактах, действуют индивидуально, не способны высказывать свою точку зрения, не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем. Не проявляют активности, пассивно следуя за инициативой других, провоцируют конфликты, от помощи взрослого и сверстников отказываются, не знают нормы организованного взаимодействия. Проявляют недостаточно выраженное сопереживания или его отсутствие. Не проявляют интереса к сверстникам.
Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. На формирующем этапе исследования был разработан и реализован комплекс сюжетно-ролевых игр: «Цирк», «Поездка в театр», «Строительство». Работа по каждой игре была разделена на три этапа. На первом этапе мы расширяли запас представлений детей об окружающем мире, используя различные приёмы и методы (рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, беседы и т.д.), решали задачи развития у детей умение вступать в процесс общения, умения принимать и передавать информацию. На втором этапе осуществлялась подготовка к игре, в ходе которой мы организовывали совместную деятельность детей при изготовлении атрибутов для игры. На этом этапе мы развивали у детей умение совместно взаимодействовать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, учитывать мнение сверстников при обсуждении и распределении ролей, умение находить выход из конфликтных ситуаций. На третьем этапе происходила совместная игра педагога с детьми. Участие в игре позволило продемонстрировать детям модели поведения в различных ситуациях, развивать умение действовать согласно выбранной роли, а также осуществлять косвенное руководство. На этом этапе решали задачи развития у детей умение вступать в диалог со сверстниками, делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению и оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Для определения эффективности проведенной работы был организован второй констатирующий эксперимент. В результате обследования нами была отмечена динамика уровня развития коммуникативных умений. На начальном этапе у большинства детей наблюдался в основном низкий уровень развития коммуникативных умений, а при повторной диагностике большинство группы обладает средним уровнем.
Таким образом, наше предположение подтвердилось. Развитие коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством сюжетно-ролевой игры будет эффективно, если соблюдать следующие условия:
·       учитывать запас представлений детей об окружающем мире и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи при планировании игры,
·       педагог будет активным участником сюжетно-ролевой игры, что позволит продемонстрировать детям на своём примере возможные варианты использования коммуникативных умений в различных ситуациях.


Приложение 1
Содержание формирующего этапа
Сюжетно –ролевая игра «Цирк»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Роли: контролёр, билетёр, работник буфета, директор цирка, артисты (клоуны, дрессировщик, фокусник, акробат, гимнастка, жонглёры),тигры.
Игровой материал: афиша, билеты, программки, элементы костюмов, гирлянды, флажки, атрибуты для цирковых артистов(обручи, мячи), грим, спецодежда для билетёров, работников буфета.
1 этап
Задачи: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закрепить знания детей о цирке и его работниках; развивать умение вступать в процесс общения; умение принимать информацию, умение передавать информацию; развивать умение делиться своими чувствами, интересами.
Содержание работы: Рассматривание иллюстраций о цирке, беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С.Маршака, «Друзья мои кошки» Ю.Куклачёв.
2 этап
Задачи: формировать умение совместно взаимодействовать при подготовке атрибутов для игры, высказывать свою точку зрения и учитывать мнение сверстников при распределении ролей; развивать умение находить выход из конфликтных ситуаций;
Содержание работы:  подготовка атрибутов для игры: билеты, программки, афиши, флажки; распределение и обсуждение ролей.
3 этап
Задачи: формировать умение действовать согласно выбранной роли, вступать в диалог со сверстниками; развивать умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Содержание работы: совместная игра педагога с детьми (покупка билетов, приход в цирк, покупка атрибутов, подготовка артистов к представлению, цирковое представление с антрактом, фотографирование).
Сюжетно-ролевая игра «Поездка в театр»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Роли: водитель, кондуктор, работник буфета, билетёр, актёры, зрители.
Игровой материал: афиша, билеты, маски животных по сказке «Теремок», руль деревянный, спецодежда для билетёров, буфетчицы, касса, деньги, сумочка для кондуктора, колокольчик.
Оборудование: ширма театральная, стулья (для сооружения автобуса).
1 этап
Задачи: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах и общественном транспорте; закреплять знания детей о театре и его работниках; развивать умение вступать в процесс общения; умение принимать информацию, умение передавать информацию; развивать умение делиться своими чувствами, интересами.
Содержание работы: чтение художественных произведений, сказок, стихов, рассматривание иллюстраций, рассматривание сюжетных картинок, изображающих разные эмоции; беседы с детьми: «Что такое театр», «С чего начинается театр», «Детский театр». «Правила поведения в автобусе», «Правила поведения в театре». Беседа-диалог с детьми: «Театральные профессии». Знакомство с театром (помещения, сцена, декорации, программки, театральный буфет, виды театра); разучивание с детьми по ролям сказки: «Теремок».
2 этап
Задачи: формировать умение совместно взаимодействовать при подготовке атрибутов для игры, высказывать свою точку зрения и учитывать мнение сверстников при распределении ролей; развивать умение находить выход из конфликтных ситуаций;
Содержание работы:  подготовка атрибутов для игры: билеты, афиша, деньги, номерки на стульчики; распределение и обсуждение ролей.
3 этап
Задачи: формировать умение действовать согласно выбранной роли, вступать в диалог со сверстниками; развивать умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Содержание работы: совместная игра педагога с детьми (посадка в автобус, проезд до театра, покупка билетов, приход в театр, покупка атрибутов, подготовка актёров к представлению, театральное представление с антрактом, обсуждение представления).
Список литературы
1.    Авдулова,Т.С. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника [Текст] / Т.С. Авдулова.- М.: Просвещение, 1993.-108с.
2.    Аникеева,Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П.Аникеева. – М.: Просвещение, 1987.- 96с.
3.    Арушанова,А.А. Коммуникативное развитие: проблемы перспективы[Текст] /А.А.Арушанова // Дошкольное воспитание. -СПб: Наука, 1999 - № 2
4.    Бабаева,Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности[Текст] / Т.И. Бабаева, 3 А.Михайлова.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 - 192 с.
5.    Бондаренко,А.К. Воспитание детей в игре[Текст] / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик . – М.: Владос, 2003.—192 с.
6.    Булычева А.И. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений[Текст] / А.И.Булычева,   Н.С.Варенцова, Н.Е.Веракса. –  М.: Мозаика-Синтез, 2014 - 96с.
7.    Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /  Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1991 - 480 с.
8.    Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста[Текст] / О.В. Дыбина, О.А. Еник, Л.А. Пенькова - М.: Центр педагогического образования, 2008. – 41с.
9.    Ильинова, К.В. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка[Текст] / К.В.Ильинова, О. Ю.Логвинова, С. В.Мещерякова, И.Ю. Кулько - М.: Молодой ученый, 2014 №17. — С. 487-489.
10. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста[Текст] / Н.В. Краснощекова - М.: Феникс, 2008. - 93с.

2022