НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Рассыпных В. И. Игра как средство общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

В. А. Сухомлинский

Игра это один из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей. Через игру ребенок получает положительные эмоциональные впечатления. Чем полнее и разнообразнее игровая деятельность, тем успешнее идет развитие всех психических процессов, игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует воспитатель, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ОВЗ, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Такому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Игровая деятельность позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Таким образом, особая роль игр в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Вопрос социализации детей  становится острее с каждым годом. По мнению специалистов, этот процесс лучше запускать с раннего возраста, в дошкольном учреждении.
В моей статье затрагивается тема детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Ребенок с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах, о детях которые не могут исполнять те или иные функции или обязанности. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно такие дети стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.
На мой взгляд наиболее успешной формой воздействия на ребенка с ОВЗ являются организованные игровые занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями почувствовали себя полноценными членами общества и не ощущали ограничений в будущем, необходимо создать все условия для их гармоничного и полноценного развития.
Учитывая специфику развития детей с ОВЗ, важно подумать об образовательном пространстве для них, где они могли бы расти, развиваться и самосовершенствоваться с учетом своих особенностей, становиться личностями, ведь становление человека как личности происходит постепенно, а основы закладываются в детстве.
В рамках социального воспитания ребёнок должен не просто учиться самостоятельно есть и приводить выполнять простейшие гигиенические операции, но и коммуницировать с окружающими. Именно окружающая среда в первые годы жизни оказывает самое сильное влияние.
Правила межперсонального поведения должны гармонично входить в жизнь ребёнка вместе с повседневностью, общением со сверстниками и воспитателями в дошкольном учреждении.
Согласно социальному заказу государства, ребёнок имеет право стать самостоятельной и активной личностью, несмотря на наличие у него ограничивающих диагнозов. Умение адаптироваться к окружающим условиям станет серьёзным подспорьем для ребёнка.
В развитии детей с ограниченными возможностями можно говорить о следующих ступенях социализации:
стимулирование игровой деятельности
общение с ровесниками
формирование гражданской и гендерной принадлежности
Игра является универсальным способом развития детской психики, так как помогает взаимодействовать с окружающим миром. Правила и порядок игры задаются взрослым человеком. Следовательно, педагог может руководить процессом и задавать вектор развития.
Детский сад для особенных детей часто становится тем местом, где ребёнок может получить полноценное развитие в соответствии со своим диагнозом. В дошкольном учреждении происходит плотное взаимодействие с другими детьми, обмен опытом и познание чего-то нового.
Вопрос формирования гражданина касается в большей степени детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, однако основы должны закладываться уже в раннем детстве. Это способствует формированию социальной действительности ребёнка.
Дидактическая игра как способ коррекционной и развивающей работы помогает воздействовать на определённые психические функции детей. В процессе игры можно удовлетворить различные потребности ребёнка.
Особенно это актуально при работе с детьми, имеющими диагноз ОВЗ, так как от грамотной организации игровой деятельности зависит дальнейшее развитие.
Одной из отличительных черт ребят с особенностями развития является невысокий уровень познавательной деятельности. Таким детям бывает сложно сосредотачивать внимание, у них замедлены процессы восприятия и памяти.
При помощи игры они могут нормализовать свои возможности и выполнять предлагаемые занятия на уровне детей с нормативным развитием. Кроме того, игровая деятельность способствует выражению представлений об окружающем мире.
Выделяются следующие виды игр:
Самостоятельная игра. Для её организации необходимо отдельное место, где ребёнок сможет спокойно смотреть книги, играть или рисовать. Все материалы должны быть в открытом доступе, рядом ставятся столы.
Подвижные игры. Такие игры способствуют развитию ходьбы, бега и требуют наличия свободного пространства для безопасного движения. При этом необходимые пособия, игрушки и другие принадлежности используются изолированно.
Сюжетные и ролевые игры. Во время одевания кукол или распределения ролей между игрушками ребёнок учится осознавать собственную гендерную принадлежность, определять свою роль и взаимодействовать с окружающими. Отношение к неодушевлённым предметам отражает социальные образцы поведения.
Воспитатель в процессе игры может выступать как организатор и носитель правил либо как наблюдатель. Задачей педагога при организации и проведении игр становится создание благоприятного настроя и дружелюбных отношений между воспитанниками.
При этом необходимо фиксировать наличие и отсутствие прогресса в развитии в процессе наблюдений. Это помогает сопоставить новые навыки и знания с прошлым опытом.
Любое интересное занятие ребёнок называет игрой, поэтому развитие может происходить не только в детском саду, но и дома, на прогулке или во время отдыха. Накопление сенсорного опыта поможет лучше понять окружающий мир и коммуницировать с людьми. Чем активнее задействованы у ребёнка органы чувств, тем больше он информации он получает, и его картина мира, тем самым, становится полноценнее.
Библиографический список:
1.Алёшина А. В. Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Алёшина, О. А. Поворознюк // Молодой учёный. 2016. № 9. С. 1063-1066.
2.Дементьева Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М.: Академкнига, 2005. 247 с.
3.Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.
4.Лебединский В. В. Нарушение психического развития. М.: Педагогика. 2004. 306 с.
5.Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академии», 2010. 208 с.


2022