Библиографическое описание:
Касьянова И.В. Сердце в будущем живёт // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.
Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет…
Тютчев Ф.И.
Цели: расширить представление о жизни и творчестве великого поэта, развивать навыки выразительного чтения, работы со словарём.
Задачи: - пробуждать интерес к книге и чтению; расширять литературный кругозор:
- приобщать учащихся к произведениям А.С. Пушкина, познакомить с фактами биографии поэта:
- развивать внимание, мышление, речь, память, любовь и уважение к литературе.
«Зимнее утро», песня Аркадий Осипов
Пушкин…. Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каждый находит в нем что – то свое, быть может, близкое и понятное только ему.
Стихотворение «Унылая пора» (приложение 1)
Стихотворение «Я Вас любил» (приложение 2)
У каждого возраста свой Пушкин. С ранних лет мы читаем сказки, учимся отличать добро от зла и жестокости. Разве не просим мы царевну не есть ядовитое яблоко, хотя знаем, что она все равно его съест и заснет на долгие годы? Разве не удивляемся мы жадности старухи, требовавшей богатств у золотой рыбки? Чуть позже мы возьмем в руки прекрасные пушкинские стихотворения, наполненные нежностью и любовью. Читая повести, мы познаем русскую историю. Возвращаясь к произведениям, мы всегда будем открывать для себя нового Пушкина.
Стихотворение. Игорь Северянин «Пушкин». (приложение 3)
Так каким же был этот человек, сумевший завоевать сердца многих поколений?
Ученик:
Вечером, 26 мая (6 июня) 1799 года, солнце заходило, не зная о том, что у него появился соперник. Блестело золото зари в оконных стеклах, пряно пахла на пустырях нагретая дневным жаром крапива. А в легких сумерках вдоль улиц заструился юный и нежный аромат. Цвели березы. И вдруг по всей Москве зазвонили колокола. Они гремели у Неглинных и Покровских ворот, на Арбате, на Тверской, в Китай-городе. Это был красный праздничный звон. В семье Пушкиных родился мальчик – будущее солнце русской поэзии. Москвичи выбегали на улицы, бросали вверх свои картузы и кричали “Ура!” Правда, эти крики и звон колоколов не имели отношения к мальчику. В Москве получили известие о рождении внучки императора Павла 1. Но все равно приятно, что так празднично был отмечен день, когда на свет явился русский гений.
Ученик:
Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода, оставившего яркий след в истории России. Мать Надежда Осиповна была внучкой арапа Петра Великого - Ибрагима Ганнибала. Мать поэта была необыкновенно хороша собою. По характеру своему она отличалась от отца Пушкина, никогда не выходила из себя, не повышала голоса, но умела "дуться" на своих родных по дням, месяцам и даже годам. Так, сердясь за что-то на маленького Пушкина, она играла с ним в молчанку целый год, живя с ним под одной крышей. Воспитание Саши Пушкина было поручено гувернёрам-французам. В доме господствовал французский язык. И поэтому читать и писать будущий поэт выучился сначала по-французски. Но в доме Пушкиных были люди, которые помогли Саше узнать и полюбить родной язык, образный и богатый. Это была его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. Считается, что по сказочным сюжетам, рассказанным няней, поэт написал несколько песен и сказок: «Сказку о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне…», «Сказку о попе и о работнике его Балде». Также Ариной Родионовной подсказаны образы, использованные Пушкиным в «Руслане и Людмиле».
Стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный» (приложение 4)
С самого рождения большим другом была няня Арина Родионовна. Очень любил её Пушкин, когда он хотел пить, то чаще всего просил чай или холодный кофе, очень любил мочёные яблоки, клюкву в сахаре и брусничный морс. У него на столе всегда стоял графин с водой и банка с любимым крыжовниковым вареньем.
Для Пушкина няня была близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. И одно из первых стихотворений он посвятил няне.
«Зимний вечер», романс
Ученик:
Прошло детство. Дорога отрочества привела Пушкина в Лицей. Это были прекрасные, незабываемые дороги дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью и восторгом. И где бы он ни был, душой Пушкин рвался сюда, в Царское Село. Годы, проведенные в лицее, стали для Пушкина, как и для многих других лицеистов первого выпуска, прежде всего годами нравственного воспитания, школой чести, уважения к человеческой личности, сострадания и веры в силу добра.
Но шесть лет пролетели. Лицеисты покидали Царское Село с грустью радостью. Печально расставаясь с друзьями, они были уже все устремлены в будущее, полное надежд, веры, любви. Расставаясь с Лицеем, с Царским Селом, они уносили в сердцах его дух, дух вольности и братства.
Стихотворение «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (приложение 5)
Ученик:
Однажды, еще в юные годы, в присутствии друзей вдохновенная гадалка выбрала Пушкина для своих предсказаний. Он вначале отказывался, потому что в этот день проиграл в карты последние деньги и заплатить за гадание ему было нечем. Но гадалку это не убедило, «Призайми у товарищей, - оказала она, - деньги ты вот-вот получишь. И неожиданно. А еще получишь ты такое же неожиданное предложение на новую службу...».
Она гадала на картах, а потом долго разглядывала его руку с совершенно необычными линиями, покачивала головой, недоуменно пожимая плечами, думала о чем-то, а потом сказала: «Ты прославишься на все Отечество. Будешь любим народом даже после смерти». Затем, помолчав, снова вглядываясь в линии руки Пушкина, продолжала: «Два раза ожидает тебя вынужденное одиночество, вроде бы как заключение, но не тюрьма А жить будешь долго, если на тридцать седьмом году не погибнешь от белой лошади или от руки блондина высокого роста. Их особенно должно тебе опасаться».
Ученик:
Первое предсказание сбылось в тот же вечер. Пушкин возвратился домой, и на столе лежало письмо лицейского товарища Корсакова, который писал, что выслал ему свой давний карточный долг, о котором Пушкин забыл. Через несколько дней в театре Алексей Федорович Орлов предложил ему службу в конной гвардии. Служба эта не состоялась. Вскоре ссылка на юг, позднее - в Михайловское. Словом, сбывалось все, что предсказала гадалка. Пушкин, и прежде-то суеверный, стал прислушиваться к каждой примете.
Ученик:
Давайте теперь обратимся к лирике Пушкина. Его лирика — это поэтическая автобиография и одновременно художественная летопись духовной жизни его эпохи. Пушкин сформировался под влиянием двух великих для России событий: Отечественной войны 1812 года и декабристского движения 1815–1825 годов.
Так чему же учит нас великий поэт?
Я думаю, что в первую очередь любви к своей родине, большой и малой, ведь одной из главных черт творчества Пушкина былпатриотизм. Все строки его стихотворений проникнуты горячей любовью к России, к Родине. Термин «патриотизм», как известно, происходит от греч. «патрис», что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина.
Стихотворение «Москва! Как много в этом звуке…» (приложение 6)
Стихотворение «Люблю тебя, Петра творенье!»(приложение 7)
Ученик:
В апреле 1830 года Пушкин делает предложение Наталье Гончаровой и со второй "попытки" (по причине недостаточной, по мнению матери Гончаровой, политической благонадёжности поэта) получает согласие.
18 февраля 1831 года Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова обвенчались в Москве. День стоял ясный, не по-зимнему теплый. Вдруг священник схватился за сердце. Он выронил кольца, предназначенные для Пушкина и его невесты, и едва не упал сам. Ропот прошел по церкви. Кое-как обряд был завершен. Осадок же у Пушкина остался.
Ученик:
Первые месяцы Поэт был счастлив, как никогда. Такое состояние не может длиться бесконечно. Потому что вокруг и дальше -жизнь. Было счастье любви, были радости творчества, были разочарования и потери.
И был поединок. Поединок за свою честь и честь своей жены, той единственной, за которую он отвечал перед самим Богом.
Ученик:
Сто восемьдесят пять лет назад, в феврале 1837 года, перестало биться сердце великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В пронзительно- холодный метельный день на Черной речке Дантес поднял пистолет и прицелился в Пушкина…
«Не мог понять в сей миг кровавый,
на что он руку поднимал».
Современники судили о дуэли так: победить должен был Пушкин – хладнокровный опытный стрелок, а у Дантеса было немного шансов. Но Бог судил иначе. Господь не попустил великому поэту стать убийцей. Он был христианином, и потому Господь дал ему еще сорок пять часов жизни….
Ученик:
И наш святой долг – сберечь и передать потомкам светлую память об Александре Сергеевиче Пушкине. В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота – самая чистая и звонкая. В ней – душа народа. В ней «русский дух», в ней святыня памяти.
Стихотворение «Памятник» (приложение 8)
Вот и вспомнили мы с вами биографию нашего любимого поэта. А теперь давайте вспомним некоторые его произведения. Я буду читать отрывки стихов, а вы, кто помнит, будете продолжать (приложение 9).
Теперь выполним следующее задание. Перед вами на столе лежат карточки с портретом Александра Сергеевича и его автографом. Внимательно читаем название произведения и верно ли утверждение, что все они написаны Пушкиным? (приложение 10)
Ещё одно задание. Вы перед собой видите слова, из которых нужно составить названия произведений А.С. Пушкина (приложение 11).
Вот и подошла к концу наша беседа о Пушкине. Мне хочется закончить его словами русского философа Антона Карташева: «Да, не подлежит никакому сомнению, Пушкин для русского сердца есть чудесная тайна…» Вчем тайна? В том магическом воздействии его творчества, которое через 223 года рождает вдохновение у современных поэтов, художников, композиторов, делая нас всех добрее и мудрее.
Приложение 1.
Унылая пора! Очей очарованье!
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Приложение 2.
Я вас любил: любовь еще, быть может…
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Приложение 3.
Стихотворение. Игорь Северянин «Пушкин».
Есть имена, как солнце! Имена —
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном, в любые времена!
Но понимает ли моя страна —
Все эти старцы, юноши и дети, —
Как затруднительно сказать в сонете
О том, кем вся душа моя полна?
Его хвалить! — пугаюсь повторений...
Могу ли запах передать сирени?
Могу ль рукою облачко поймать?
Убив его, кому все наши вздохи?
Дантес убил мысль русскую эпохи,
И это следовало бы понять...
Приложение 4.
У лукоморья дуб зелёный (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Приложение 5.
19 октября (отрывок из стихотворения)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
И счастие куда б ни повело
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Приложение 6.
"Москва... как много в этом звуке "
(Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
Приложение 7.
"Люблю тебя, Петра творенье..."
(Отрывок из поэмы «Медный всадник»)
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса….
Приложение 8.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
Приложение 9.
1) Буря мглою небо кроет…
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
то заплачет, как дитя
2 Унылая пора! Очей очарованье!..
Приятна мне твоя прощальная краса,
люблю я пышное природы увяданье…
3) У лукоморья дуб зелёный…
Златая цепь на дубе том
4) Скажи мне, кудесник, любимец богов…
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
могильной засыплюсь землю?
5) Сижу за решёткой в темнице сырой…
Вскормленный в неволе
6) Я помню чудное мгновенье…
Передо мной явилась ты
7) Мой первый друг..
Мой друг бесценный, и я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
8) По дороге зимней, скучной…
Тройка борзая бежит
Приложение 10.
«Цыганы»,
«Капитанская дочка»,
«Война и мир».
«Полтава»,
«Медный всадник»,
«Борис Годунов».
«Метель»,
«Барышня-крестьянка»,
«Герой нашего времени».
«Скупой рыцарь»,
«Моцарт и Сальери»,
«Евгений Онегин».
«Вечера на хуторе близ Диканьки»,
«Дубровский»,
«Пиковая дама».
«Му-му»,
«Капитанская дочка»,
«Руслан и Людмила».
«Кавказский пленник»,
«Цыганы»,
«Выстрел».
«Полтава»,
«Хрупкая веточка»,
«Станционный смотритель».
Приложение 11.
Станционный
смотритель
Барышня-крестьянка
Медный всадник
Песнь о вещем Олеге
Борис Годунов
Зимнее утро
Руслан и Людмила
Пиковая дама
Капитанская дочка
Скупой рыцарь
Моцарт и Сальери
Евгений Онегин
Библиографический список
1. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. М.: Детская литература, 1964. - 510 с.
2. Беленький Г И., Николаев П.А., Соболева Л.И. А.С. Пушкин Избранные сочинения М.: Худож. Лит., 1990. – 654 с. Ил. (Б-ка учителя).
3. Лунин Б.В., Благой Д.Д. Живые страницы. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский. М.: Дет. Лит., 1979. – 543 с.
4. Пушкин А С., Осипов А.Ф. Зимнее утро, песня.
5. Пушкин А.С., Яковлев М.Л. Зимний вечер, романс.
Касьянова И.В. Сердце в будущем живёт // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.
Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет…
Тютчев Ф.И.
Цели: расширить представление о жизни и творчестве великого поэта, развивать навыки выразительного чтения, работы со словарём.
Задачи: - пробуждать интерес к книге и чтению; расширять литературный кругозор:
- приобщать учащихся к произведениям А.С. Пушкина, познакомить с фактами биографии поэта:
- развивать внимание, мышление, речь, память, любовь и уважение к литературе.
«Зимнее утро», песня Аркадий Осипов
Пушкин…. Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каждый находит в нем что – то свое, быть может, близкое и понятное только ему.
Стихотворение «Унылая пора» (приложение 1)
Стихотворение «Я Вас любил» (приложение 2)
У каждого возраста свой Пушкин. С ранних лет мы читаем сказки, учимся отличать добро от зла и жестокости. Разве не просим мы царевну не есть ядовитое яблоко, хотя знаем, что она все равно его съест и заснет на долгие годы? Разве не удивляемся мы жадности старухи, требовавшей богатств у золотой рыбки? Чуть позже мы возьмем в руки прекрасные пушкинские стихотворения, наполненные нежностью и любовью. Читая повести, мы познаем русскую историю. Возвращаясь к произведениям, мы всегда будем открывать для себя нового Пушкина.
Стихотворение. Игорь Северянин «Пушкин». (приложение 3)
Так каким же был этот человек, сумевший завоевать сердца многих поколений?
Ученик:
Вечером, 26 мая (6 июня) 1799 года, солнце заходило, не зная о том, что у него появился соперник. Блестело золото зари в оконных стеклах, пряно пахла на пустырях нагретая дневным жаром крапива. А в легких сумерках вдоль улиц заструился юный и нежный аромат. Цвели березы. И вдруг по всей Москве зазвонили колокола. Они гремели у Неглинных и Покровских ворот, на Арбате, на Тверской, в Китай-городе. Это был красный праздничный звон. В семье Пушкиных родился мальчик – будущее солнце русской поэзии. Москвичи выбегали на улицы, бросали вверх свои картузы и кричали “Ура!” Правда, эти крики и звон колоколов не имели отношения к мальчику. В Москве получили известие о рождении внучки императора Павла 1. Но все равно приятно, что так празднично был отмечен день, когда на свет явился русский гений.
Ученик:
Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода, оставившего яркий след в истории России. Мать Надежда Осиповна была внучкой арапа Петра Великого - Ибрагима Ганнибала. Мать поэта была необыкновенно хороша собою. По характеру своему она отличалась от отца Пушкина, никогда не выходила из себя, не повышала голоса, но умела "дуться" на своих родных по дням, месяцам и даже годам. Так, сердясь за что-то на маленького Пушкина, она играла с ним в молчанку целый год, живя с ним под одной крышей. Воспитание Саши Пушкина было поручено гувернёрам-французам. В доме господствовал французский язык. И поэтому читать и писать будущий поэт выучился сначала по-французски. Но в доме Пушкиных были люди, которые помогли Саше узнать и полюбить родной язык, образный и богатый. Это была его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. Считается, что по сказочным сюжетам, рассказанным няней, поэт написал несколько песен и сказок: «Сказку о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне…», «Сказку о попе и о работнике его Балде». Также Ариной Родионовной подсказаны образы, использованные Пушкиным в «Руслане и Людмиле».
Стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный» (приложение 4)
С самого рождения большим другом была няня Арина Родионовна. Очень любил её Пушкин, когда он хотел пить, то чаще всего просил чай или холодный кофе, очень любил мочёные яблоки, клюкву в сахаре и брусничный морс. У него на столе всегда стоял графин с водой и банка с любимым крыжовниковым вареньем.
Для Пушкина няня была близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. И одно из первых стихотворений он посвятил няне.
«Зимний вечер», романс
Ученик:
Прошло детство. Дорога отрочества привела Пушкина в Лицей. Это были прекрасные, незабываемые дороги дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью и восторгом. И где бы он ни был, душой Пушкин рвался сюда, в Царское Село. Годы, проведенные в лицее, стали для Пушкина, как и для многих других лицеистов первого выпуска, прежде всего годами нравственного воспитания, школой чести, уважения к человеческой личности, сострадания и веры в силу добра.
Но шесть лет пролетели. Лицеисты покидали Царское Село с грустью радостью. Печально расставаясь с друзьями, они были уже все устремлены в будущее, полное надежд, веры, любви. Расставаясь с Лицеем, с Царским Селом, они уносили в сердцах его дух, дух вольности и братства.
Стихотворение «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (приложение 5)
Ученик:
Однажды, еще в юные годы, в присутствии друзей вдохновенная гадалка выбрала Пушкина для своих предсказаний. Он вначале отказывался, потому что в этот день проиграл в карты последние деньги и заплатить за гадание ему было нечем. Но гадалку это не убедило, «Призайми у товарищей, - оказала она, - деньги ты вот-вот получишь. И неожиданно. А еще получишь ты такое же неожиданное предложение на новую службу...».
Она гадала на картах, а потом долго разглядывала его руку с совершенно необычными линиями, покачивала головой, недоуменно пожимая плечами, думала о чем-то, а потом сказала: «Ты прославишься на все Отечество. Будешь любим народом даже после смерти». Затем, помолчав, снова вглядываясь в линии руки Пушкина, продолжала: «Два раза ожидает тебя вынужденное одиночество, вроде бы как заключение, но не тюрьма А жить будешь долго, если на тридцать седьмом году не погибнешь от белой лошади или от руки блондина высокого роста. Их особенно должно тебе опасаться».
Ученик:
Первое предсказание сбылось в тот же вечер. Пушкин возвратился домой, и на столе лежало письмо лицейского товарища Корсакова, который писал, что выслал ему свой давний карточный долг, о котором Пушкин забыл. Через несколько дней в театре Алексей Федорович Орлов предложил ему службу в конной гвардии. Служба эта не состоялась. Вскоре ссылка на юг, позднее - в Михайловское. Словом, сбывалось все, что предсказала гадалка. Пушкин, и прежде-то суеверный, стал прислушиваться к каждой примете.
Ученик:
Давайте теперь обратимся к лирике Пушкина. Его лирика — это поэтическая автобиография и одновременно художественная летопись духовной жизни его эпохи. Пушкин сформировался под влиянием двух великих для России событий: Отечественной войны 1812 года и декабристского движения 1815–1825 годов.
Так чему же учит нас великий поэт?
Я думаю, что в первую очередь любви к своей родине, большой и малой, ведь одной из главных черт творчества Пушкина былпатриотизм. Все строки его стихотворений проникнуты горячей любовью к России, к Родине. Термин «патриотизм», как известно, происходит от греч. «патрис», что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина.
Стихотворение «Москва! Как много в этом звуке…» (приложение 6)
Стихотворение «Люблю тебя, Петра творенье!»(приложение 7)
Ученик:
В апреле 1830 года Пушкин делает предложение Наталье Гончаровой и со второй "попытки" (по причине недостаточной, по мнению матери Гончаровой, политической благонадёжности поэта) получает согласие.
18 февраля 1831 года Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова обвенчались в Москве. День стоял ясный, не по-зимнему теплый. Вдруг священник схватился за сердце. Он выронил кольца, предназначенные для Пушкина и его невесты, и едва не упал сам. Ропот прошел по церкви. Кое-как обряд был завершен. Осадок же у Пушкина остался.
Ученик:
Первые месяцы Поэт был счастлив, как никогда. Такое состояние не может длиться бесконечно. Потому что вокруг и дальше -жизнь. Было счастье любви, были радости творчества, были разочарования и потери.
И был поединок. Поединок за свою честь и честь своей жены, той единственной, за которую он отвечал перед самим Богом.
Ученик:
Сто восемьдесят пять лет назад, в феврале 1837 года, перестало биться сердце великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В пронзительно- холодный метельный день на Черной речке Дантес поднял пистолет и прицелился в Пушкина…
«Не мог понять в сей миг кровавый,
на что он руку поднимал».
Современники судили о дуэли так: победить должен был Пушкин – хладнокровный опытный стрелок, а у Дантеса было немного шансов. Но Бог судил иначе. Господь не попустил великому поэту стать убийцей. Он был христианином, и потому Господь дал ему еще сорок пять часов жизни….
Ученик:
И наш святой долг – сберечь и передать потомкам светлую память об Александре Сергеевиче Пушкине. В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота – самая чистая и звонкая. В ней – душа народа. В ней «русский дух», в ней святыня памяти.
Стихотворение «Памятник» (приложение 8)
Вот и вспомнили мы с вами биографию нашего любимого поэта. А теперь давайте вспомним некоторые его произведения. Я буду читать отрывки стихов, а вы, кто помнит, будете продолжать (приложение 9).
Теперь выполним следующее задание. Перед вами на столе лежат карточки с портретом Александра Сергеевича и его автографом. Внимательно читаем название произведения и верно ли утверждение, что все они написаны Пушкиным? (приложение 10)
Ещё одно задание. Вы перед собой видите слова, из которых нужно составить названия произведений А.С. Пушкина (приложение 11).
Вот и подошла к концу наша беседа о Пушкине. Мне хочется закончить его словами русского философа Антона Карташева: «Да, не подлежит никакому сомнению, Пушкин для русского сердца есть чудесная тайна…» Вчем тайна? В том магическом воздействии его творчества, которое через 223 года рождает вдохновение у современных поэтов, художников, композиторов, делая нас всех добрее и мудрее.
Приложение 1.
Унылая пора! Очей очарованье!
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Приложение 2.
Я вас любил: любовь еще, быть может…
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Приложение 3.
Стихотворение. Игорь Северянин «Пушкин».
Есть имена, как солнце! Имена —
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном, в любые времена!
Но понимает ли моя страна —
Все эти старцы, юноши и дети, —
Как затруднительно сказать в сонете
О том, кем вся душа моя полна?
Его хвалить! — пугаюсь повторений...
Могу ли запах передать сирени?
Могу ль рукою облачко поймать?
Убив его, кому все наши вздохи?
Дантес убил мысль русскую эпохи,
И это следовало бы понять...
Приложение 4.
У лукоморья дуб зелёный (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Приложение 5.
19 октября (отрывок из стихотворения)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
И счастие куда б ни повело
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Приложение 6.
"Москва... как много в этом звуке "
(Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
Приложение 7.
"Люблю тебя, Петра творенье..."
(Отрывок из поэмы «Медный всадник»)
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса….
Приложение 8.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
Приложение 9.
1) Буря мглою небо кроет…
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
то заплачет, как дитя
2 Унылая пора! Очей очарованье!..
Приятна мне твоя прощальная краса,
люблю я пышное природы увяданье…
3) У лукоморья дуб зелёный…
Златая цепь на дубе том
4) Скажи мне, кудесник, любимец богов…
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
могильной засыплюсь землю?
5) Сижу за решёткой в темнице сырой…
Вскормленный в неволе
6) Я помню чудное мгновенье…
Передо мной явилась ты
7) Мой первый друг..
Мой друг бесценный, и я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
8) По дороге зимней, скучной…
Тройка борзая бежит
Приложение 10.
«Цыганы»,
«Капитанская дочка»,
«Война и мир».
«Полтава»,
«Медный всадник»,
«Борис Годунов».
«Метель»,
«Барышня-крестьянка»,
«Герой нашего времени».
«Скупой рыцарь»,
«Моцарт и Сальери»,
«Евгений Онегин».
«Вечера на хуторе близ Диканьки»,
«Дубровский»,
«Пиковая дама».
«Му-му»,
«Капитанская дочка»,
«Руслан и Людмила».
«Кавказский пленник»,
«Цыганы»,
«Выстрел».
«Полтава»,
«Хрупкая веточка»,
«Станционный смотритель».
Приложение 11.
Станционный
смотритель
Барышня-крестьянка
Медный всадник
Песнь о вещем Олеге
Борис Годунов
Зимнее утро
Руслан и Людмила
Пиковая дама
Капитанская дочка
Скупой рыцарь
Моцарт и Сальери
Евгений Онегин
Библиографический список
1. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. М.: Детская литература, 1964. - 510 с.
2. Беленький Г И., Николаев П.А., Соболева Л.И. А.С. Пушкин Избранные сочинения М.: Худож. Лит., 1990. – 654 с. Ил. (Б-ка учителя).
3. Лунин Б.В., Благой Д.Д. Живые страницы. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский. М.: Дет. Лит., 1979. – 543 с.
4. Пушкин А С., Осипов А.Ф. Зимнее утро, песня.
5. Пушкин А.С., Яковлев М.Л. Зимний вечер, романс.