Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Шаюпова Т. Я. Влияние межличностных отношений на социальную адаптацию учащихся с ОВЗ


Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


Большое значение в процессе формирования социальной адаптации учащихся имеют межличностные отношения. Каждый учитель должен владеть методиками и знаниями для улучшения и стабилизации межличностных отношений учителя и учащихся, что является не маловажным значением в адаптации учащихся с ОВЗ.
Социализация и адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья является важнейшей задачей образовательных учреждений. Одной из проблем учащихся с ОВЗ считается нарушение его связи с окружающим миром, в выстраивании контактов со сверстниками и взрослыми. Решению проблемы способствуют процессы социальной адаптации и реабилитации воспитанников учебных заведений коррекционной направленности. Благодаря знаниям и опыту учителей в школе учащиеся с ОВЗ учатся правильно выстраивать межличностные отношения, формировать и улучшать отношение к себе и окружающим. Проблема социализации детей с умственной отсталостью в науке раскрыта достаточно обширно и полно, такими деятелями науки как Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б., К. C. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова, Ж.Пиаже.
Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [5, с.67 ].
Понятие «отношения» имеет междисциплинарное значение. В зависимости от рассматриваемой сферы его конкретное содержание меняется. В социальной психологии под межличностными отношениями понимают чаще всего эмоциональные связи (любовь, симпатия, уважение, доверие, отвращение, апатии, презрение, недоверие) между людьми, настраивающие их на определенный тип взаимоотношений. Человеческие отношения образуют основу социально-психологического климата коллектива. Они являются тем самым «клеем», который сплачивает учителей и служит противоядием от раздоров и конфликтов. Как отмечает А.С. Макаренко, «пережитый вместе опыт, нужда и напряжение, радость и улыбка, все это роднит людей, так же, как и работа».
Межличностные отношения оказывают на человека многогранное влияние. От них зависит не только эмоциональный тонус, но и состояние здоровья. Как показывают медицинские исследования, острые, тяжелые переживания, возникающие при конфликтах и столкновениях, взаимной вражде, служат одной из главных причин сердечно-сосудистых заболеваний, тяжелых неврозов, столь распространенных в наше время.
По результатам исследований настроение учителя на работе определяется главным образом его взаимоотношениями с учащимися, руководителями школы и коллегами. Общение учителя с учащимися внешне выглядит как обмен мыслями. А на самом деле оно имеет сложный психологический спектр, в котором есть четыре аспекта: рациональный, эмоциональный, волевой и практический: высказывая какие-то мысли мы одновременно «изучаем» и чувства: выражаем свое отношение к учителям и учащимся (даже не осознавая этого), к содержанию высказываемых мыслей. Эти отношения проявляются в интонациях, в движениях, в лексике. В педагогической психологии межличностные отношения обуславливают совместную коллективную деятельность, и выступают важнейшим фактором формирования личности человека, средством воспитания. Ведь воспитать человека значит не только воздействовать на его представления и понятия, формировать убеждения, но и обеспечивать практическую регуляцию его поведения, отношений с другими людьми.
Межличностные взаимоотношения школьников формируются и развиваются в общении, в непосредственных контактах друг с другом во время учения, в общественной работе. На формирование отношений, учащихся в классе оказывают влияние многие факторы: содержание выполняемой деятельности, условия, в которых она осуществляется, способы организации общения и взаимодействия людей, их индивидуальные особенности и многое другое. В каждом коллективе на протяжении его жизни, но главным образом, в начале его формирования, образуются свои нормы и правила взаимоотношений. В ходе совместной деятельности, активного обучения эти нормы и правила проявляются в форме согласий и разногласий участников по разнообразным вопросам. Единодушие в понимании норм и следование им достигается в результате преодоления имеющихся у школьников разногласий. Необходимым условием единства становится выработка способов оптимального и эффективного разрешения различных недоразумений и конфликтов.
Педагогическое общение в системе «педагог – обучающиеся» является разновидностью профессионального общения, которое выступает как неотъемлемый элемент деятельности воспитателя, руководителя. Профессионально-педагогическое общение есть система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемого, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация межличностных отношений с помощью коммуникативных средств. Педагог выступает как активатор этого процесса, организуя его, управляя им.
Индивидуальный стиль общения используется для выявления своего психофизического аппарата как компонента творческой индивидуальности, через которую осуществляется «трансляция» его личности детям, составление своих коммуникативных и индивидуально-типологических особенностей детей.
Рассматривая процесс общения в плане «технологическом», мы видим его как воздействие с одной стороны, а с другой – борьбу мотивов, позиций, установок. Другими словами, межличностные отношения педагога с классом основано на стремлении ввести в сознание учащихся определенные установки, мотивы, дать определенную познавательную и нравственную информацию, вызвать инициативу.
Задачи педагогов в адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогическая деятельность учителя дефектолога одна из самых насыщенных эстетическим содержанием форм проявления человеческой активности. Ей присуще гуманность, тонкая интуиция, творческая направленность. Направленное и эстетическое начало приобретают особое значение в сфере профессионально-ценностных ориентаций. Рассмотрев трудности, возникающие в процессе общения и отношений, можно выделить основные ориентиры, которыми должен руководствоваться педагог для достижения в своей работе с учащимися успешного результата.
1.       Педагог должен учитывать социально-биологические особенности личности учащегося, помнить, что работает с детьми исключительными в отношении характера и их интеллектуальной деятельности, с нервными и психопат подобными.
2.       Не упускать из вида причины, форму, степень трудновоспитуемости, разумно относясь к резким проявлениям их аномалий.
3.       Педагог должен заниматься самовоспитанием, самотренировкой для выработки методов и приемов межличностных отношений с учащимися. Работать над своей личностью в смысле приобретения достаточной теоретической и практической подготовки.
4.       Обладать большой выдержкой, терпением, умением довольствоваться небольшими результатами, так как сразу недостатки у исключительного ребенка не устранить.
5.       Важен индивидуальный подход, вдумчивое понимание негативных и нормальных проявлений своего поведения.
6.       Необходимо концентрировать свое внимание на организации социальной сферы, окружающей ребенка, теоретически знать и практически уметь организовывать коллективную деятельность детей.
7.       Педагог перед воспитанниками должен выступать как личность с сильным характером.
8.       Систематично преследовать поставленную цель, до конца доводить начатую работу, проявлять настойчивость.
9.       Недопустимо смеяться не над слабостью, не над ошибками детей и коллег. Терпеливое отношение при неумении детей, спокойствие и самообладание во все моменты жизни.
10.   В разговоре с детьми выдержать неторопливый ровный тон, голос повышать не следует, так как это может нервировать и возбуждать учащихся.
11.   Движения должны быть спокойными, уверенными, несуетливыми.
12.   Твердость и уверенность суждений, советов, замечаний.
13.   Опрятная, приличная внешность, чистота лица, рук, одежды, следить за собой, чтобы не показаться смешным.
14.   Соблюдать полную беспристрастность в отношениях к детям, никаких любимчиков, привилегий
15.   Не высказывать при детях недоумение, негодование по поводу поведения других педагогов.
16.   Не говорить при детях об отрицательных чертах их самих и других детей, о неблагоприятных семейных условиях, наследственности.
17.   Любить детей и свое дело, так как дети тонко чувствуют отношение к себе, дорожат им.
18.   Важно умение импонировать детям, владеть ими.
19.   Умение делиться своим увлечением в достойной форме [6, с.78].
Все эти факторы облегчают личное общение учителя и учащегося, способствуют их близким дружеским отношениям. Хочу отметить в заключении, что решение проблемы социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья зависит от приобретения ими навыков взаимодействия с окружающими людьми и адаптации их в жизни общества.
Библиографический список
1.       Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. М:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003г.
2.       Выготский Л.С. Основы дефектологии./Л.С.Выготский.-Спб;2003.656с.
3.       Завражин С.А., Фортова Л.К.Адаптация детей с ограниченными возможностями. М: Академический проект:Трикса,2005г.
4.       Кащенко В.П. Педагогическая коррекция./В.П. Кащенко.-М:Академия,2000г.
5.       Крысько В.Г. Психология. Курс. М.,2000.
6.       Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.Спб.:Детство-ПРЕСС,2010г.
2021