НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Иванова Е.Ф., Уликова Ю.Н. Социальное партнерство как фактор повышения качества дошкольного образования

Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf

Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), стать «открытой системой».
Здесь дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир», которое открыто для межличностного и группового общения, как для детей, так и для взрослых.
Достаточно ясным представляется, что для дошкольного  учреждения очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы и имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями.
Результаты социального партнерства зависят от того, насколько четко спланирована совместная деятельность партнеров, насколько участники взаимодействия заинтересованы в достижении поставленных целей и добросовестно выполняют свои обязанности. При правильном подходе к организации социального партнерства ДОУ получает очевидные преимущества:
- сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире; 
- способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми,
- поднимает статус учреждения.
Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным и профессиональным.
Опыт построения конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными партнерами у нашего учреждения многолетний и довольно обширный, поскольку расположение нашей организации в центральном районе города способствует этому.
Сотрудничество в нашем детском саду можно разделить на две составляющих: внутреннее – дети-педагоги-родители и внешнее – партнерство образовательного учреждения с представителями иных сфер.

Рисунок 1. Модель взаимодействия ДОУ с социумом

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются семьи наших воспитанников. В соответствии с Законом "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Успешность формирования личности дошкольника во многом зависит от того, насколько тесно образовательное учреждение взаимодействует с его семьей.
Анализ социального состава семей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия.
Это, конечно, и традиционные формы: родительские собрания, конференции, круглые столы, совместные досуги, праздники, конкурсы, выставки. И нетрадиционные: семинары-практикумы, педагогические брифинги, гостиные, игротеки с педагогическим содержанием, педагогические библиотечки, дни открытых дверей, открытые просмотры различных видов детской деятельности. Самым запоминающимся нетрадиционным мероприятием является  день самоуправления, когда родители имеют возможность примерить на себя профессию педагога.
Проведение акций. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Например, акции «Подари книгу другу», «Открытка к дню пожилых людей», «Помощь приюту бездомных животных», «Поможем птицам зимой».
Почта доверия и Поздравительная почта. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, а поздравления зачитываются на праздничных мероприятиях.
Обязательное условие успешности социального партнёрства - информированность родителей о результатах деятельности, открытость, отчётность. Родители имеют возможность получить всю интересующую информацию на официальном сайте нашего учреждения: о направлении работы ДОУ, о реализуемых программах, об оказании дополнительных услуг.
Таким образом, открытость учреждения для родителей дает положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Большую часть времени дети проводят со своими сверстниками, так как в большинстве детских садов детей разделяют на группы по возрастам. Конечно, для этого есть достаточно оснований. Но, таким образом дети фактически лишены возможности общения со старшими и младшими по возрасту. Мы стараемся хотя бы частично восполнить этот пробел для полной социализации ребенка.
Во время прогулок устраиваем совместные игры, экскурсии. В вечерние часы проводим совместные развлечения, свободные игры и тихие занятия по желанию детей.
Стараемся организовывать «хождение в гости» в другие группы. Темами таких посещений служат различные выступления детей друг перед другом, разыгрывание игр-драматизаций, показ кукольных спектаклей. Необходимо специально организовывать подготовку детей к этим визитам «гостей» — обсуждать предстоящие общие дела и развлечения, осуществлять уборку комнат, готовить сюрпризы и сувениры. Все это настраивает маленьких хозяев на «семейный лад».
Традиционно проводим совместные праздники и совместную подготовку к ним: колядки на Рождество, праздник Масленицы, совместный парад Победы на 9 мая, поздравление будущих первоклассников.
Перед переходом детей в следующую группу желательно подготовить и провести специальные совместные беседы старших и младших детей, на которых старшие расскажут, что ждет малышей в следующей группе, какие их ждут новые интересные занятия и события.
Необходимо продумывать и осуществлять другие варианты общения детей разного возраста: можно организовать встречу с детьми, уже ставшими выпускниками детского сада (особенно если в саду остались их младшие братья и сестры).
Общаясь между собой, дети стремятся реализовать свое положение «старшего», «взрослого». Небольшая разница в возрасте позволяет ребенку казаться старше в собственных глазах, ему проще представить себя большим. Не зависимо от разнообразия и качества взаимоотношений между детьми разного возраста, это дает им опыт важный для дальнейшей социализации в обществе.
Взаимодействие ДОУ с внешним социумом включает в себя следующие направления:
•                   взаимодействие с учреждениями образования и культуры;
·                    работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
•                   взаимодействие с общественными организациями.
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений как по времени сотрудничества, так и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.
Учреждения образования.
Сотрудничество с учреждениями образования позволяет нам решать проблемы преемственности в системе "детский сад – школа".
Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы с детьми дошкольного возраста, узнать основные требования дошкольной образовательной программы, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке.
Воспитатели детского сада имеют возможность познакомиться с программой начальной школы, узнать основные направления работы, увидеть своих выпускников на уроках в школе.
 Тематика встреч специалистов ДОУ и школы может быть разнообразной: "Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе", "Готовим руку к письму", "Развитие речи: продолжение или начало?" и др.
Каждый год мы с детьми подготовительных групп приходим на торжественную линейку, посвященную 1 сентября, и видим красиво одетых, с букетами цветов, выпускников нашего детского сада в роли первоклассников. Дошкольники с волнением и восторгом смотрят на первоклашек - так хочется скорей пойти в школу и сесть за парты! Это ли не первый и такой важный шажок к мотивации ребенка на дальнейшее обучение!
 Учреждения дополнительного образования.
Для детей старшего дошкольного возраста организовываются экскурсии в детскую музыкальную школу. Дети получают возможность познакомиться с различными отделениями, посетить концерты учащихся детской музыкальной школы «Малыши – малышам». Воспитанники музыкальной школы проводят в ДОУ выездные концерты для наших дошкольников. Такие встречи в легкой и доступной форме знакомят детей с музыкальными инструментами, пробуждают интерес к музыке, способствуют развитию музыкального вкуса, слуха, памяти.
Наши дети с удовольствием посещают выставки творческих работ учащихся художественной школы в выставочном салоне. Дошкольники знакомятся с различными техниками живописи. И как следствие, у детей возникает желание в дальнейшем обучаться в этих учебных заведениях.
Педагоги дополнительного образования много лет проводят различные конкурсы детского творчества, воспитанники МБДОУ принимают в них активное участие. Многие наши воспитанники становятся победителями и призерами городских и областных конкурсов.

Учреждения культуры.

Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования личностной культуры, мы установили тесные связи с филиалом детской библиотеки им. Гайдара. Тесное взаимодействие между работниками дошкольного учреждения и библиотеки приводит к эффективному педагогическому результату. Для повышения интереса детей к чтению и ознакомлению их с художественным творчеством   в течение учебного года работники библиотеки по нашим просьбам проводят выставки и занятия на темы, которые нам близки и необходимы: «Илья Муромец», «Какие бывают книги», «Сказка, сказка, появись». Эти встречи помогают открывать в ребенке творческие способности. Так же работники библиотеки обязательно знакомят с устройством библиотеки, с профессией и содержанием работы библиотекаря. Это несомненно является импульсом для заинтересованности детей на регулярное посещение библиотеки.
Посещение детьми театра – это очень яркое запоминающееся событие, поскольку в театре ребенок становится не пассивным потребителем информации, как нередко бывает во время просмотра мультфильма, а активным участником происходящего. Хороший, вовремя увиденный спектакль способен перевернуть весь внутренний мир ребенка. Дети расширяют свой кругозор и знакомятся с новыми правилами и манерами поведения. У нас налажен тесный контакт с работниками Драмтеатра, посещения спектаклей ждут с нетерпением и дети и родители.
Работники краеведческого музея ежегодно предоставляют информацию о запланированных мероприятиях. Экскурсии в музей помогают по-новому взглянуть на мир. Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера, но и рассматривая экспонаты, панорамы, картины, общаясь с экскурсоводом.  К тому же, экскурсия в краеведческий музей прививает детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Продолжением знакомства с историей родного края служат экскурсии к историческим и культурным памятникам нашего города.
Погрузить детей в прошлое нашего народа нам помогает сотрудничество с Клубом исторической реконструкции «Великие Луки». Участники клуба неоднократно посещали наши мероприятия: «Как жили в старину глубокую», «Знакомство с богатырями русскими». Дети имеют возможность примерить доспех воина средневековья, рассмотреть снаряжение и оружие, поучаствовать в историческом сражении. Это всегда вызывает бурю положительных эмоций у маленьких граждан.
Сотрудничество с организациями образования и культуры несомненно имеют большое значение в формировании гармоничной, эмоционально развитой личности ребенка, так как ничто не может дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия, театры и музеи.
Но не следует забывать и о воспитании у ребенка основ безопасной жизни деятельности. В целях профилактики и предупреждения детского дорожно – транспортного травматизма и формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения уделяется особое внимание.  Совместно с сотрудником ГИБДД педагоги проводят экскурсии по улицам города, организуют профилактические беседы, участвуют с детьми в разных конкурсах по ПДД, в профилактических акциях по дорожной тематике.
Для того чтобы профилактика детского дорожно-транспортного травматизма стала еще более эффективной, наш детский сад сотрудничает с «Лабораторией безопасности» на базе Центра технического творчества. Дети имеют возможность стать участниками увлекательного практического занятия, которое проходит на оборудованной площадке. «Лаборатория» мобильна, поэтому практические занятия проходят и на территории дошкольного учреждения.
Экскурсии в пожарную часть знакомят детей с профессией пожарных, оборудованием пожарной машины и всегда проходят очень эмоционально и увлекательно для дошкольников.  У детей формируются знания по пожарной безопасности, положительное отношение к профессии пожарного, устойчивые нормы поведения с огнем.
Доброй традицией нашего детского сада стало посещение Свято-Вознесенского собора. С маленькой восковой свечки у детей начинается прямая связь с христианством. Вначале проводим ознакомительные экскурсии по храму, затем, по согласованию с родителями, приводим детей на причастие, поднимаемся на колокольню в светлую Седмицу. Все мероприятия проходят с благословения.
Сотрудничество с городским Профсоюзом работников образования – компонент нашего социального партнерства, благодаря которому мы имеем возможность участвовать в различных мероприятиях. Это фестивали, конкурсы, концерты: «Нас песня к победе вела», «Фестиваль военно-патриотической песни Виктория», «Бой поколений». В результате таких мероприятий повышается компетенция наших педагогов, их удовлетворенность от своей деятельности и, как следствие, растет самооценка, происходит творческая реализация.
Таким образом, дошкольное образовательное учреждение не представляет возможным реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Опыт работы детского сада с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.

2022