Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf
Учебно-исследовательская деятельность школьников экологической направленности
Рабочая программа интегрированного курса «Учебно-исследовательская деятельность школьников экологической направленности», направлена на познание окружающей среды. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность, участие в реальной природоохранной деятельности своего города Тольятти.Программа «Учебно-исследовательская деятельность школьников экологической направленности» раскрывает для учащихся основополагающие темы взаимодействия человека (общества) с окружающей природной и социальной средой, а также темы, связанные с познанием природы, ее закономерностей. Программа предусматривает разнообразную деятельность, отвечающую интересам и возможностям детей - исследовательскую, природотворческую, практическую.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, чтобы расширить имеющиеся у учащихся эколого-биологические знания с целью подготовки к конкурсам, олимпиадам, конференциям.
Аннотация: Рабочая программа интегрированного курса «Учебно-исследовательская деятельность школьников экологической направленности», составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 в последней редакции). У школьников старших классов четко проявляются образовательные интересы, связанные с планами выбора профессии. Поэтому исследовательские работы, полевые практикумы, экспедиции помогут получить школьникам навыки профессиональной деятельности. Методической основой программы является использование подходов, форм и методов работы с детьми – «натуралистический» подход и методы «полевой « экологии.
Школьное и дополнительное образование в настоящее время должны работать во взаимосвязи. Одно из возможных направлений такого сотрудничества – в области расширения содержания образовательных программ и расширения «воспитательной среды» представлено в данной программе экологической направленности. Творчеству научить невозможно, значит надо создать условия для самостоятельной продуктивной деятельности ребенка. У школьников старших классов четко проявляются образовательные интересы, связанные с планами выбора профессии. Поэтому исследовательские работы, полевые практикумы, экспедиции помогут получить школьникам навыки профессиональной деятельности.
Методической основой программы является использование подходов, форм и методов работы с детьми – «натуралистический» подход и методы «полевой « экологии.
Актуальность программы:
· Вовлечению школьников в изучение экологических проблем через научно-исследовательскую работу, что создает определенные условия для развития ребенка, обеспечивая эмоциональное благополучие в данной образовательной среде.
· Воспитывает любовь к природе через занятия в полевых условиях, где они непосредственно общаются с природой и знакомятся с различными природными закономерностями на краеведческом материале.
· Обеспечивает школьников интересной, полезной деятельностью, способствует укреплению здоровья, являясь профилактикой асоциального поведения, способствует укреплению психического и физического здоровья.
· Способствует расширению кругозора, закреплению знаний полученных на уроках в школе, развитию познавательного интереса, к самостоятельному творчеству, к повышению интеллектуального и духовного уровня развития личности ребенка.
· Вырабатывает навыки использования компьютерных технологий, Интернета.
· Создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка
Цель программы:
Воспитание личности, владеющей новым экологическим мышлением, через включение в проектную и исследовательскую деятельность, обладающей экологической культурой.Задачи программы:
Образовательные задачи:
· Научить выбирать объекты изучения во время проведения полевого практикума: опытный участок, предмет исследования среди животных и растений.· Научить школьников адаптировать современные методы описания объектов природы и естественных экосистем применительно к полевой практике.
· Обучить основам исследовательской деятельности: работе с большим информационным материалом, проведением отбора нужного материала.
· компьютерной обработки собранного материала, работе со статистическими данными, дать понятие о логическом построении исследовательской работы и подготовке к выступлению на конференциях о результатах своего исследования.
· Научить грамотному ведению сбора ботанических и геоботанических коллекций и данных, проводить их простейшую обработку, как статистическую, так и с использованием компьютерной технологии.
Развивающие задачи:
· Развивать мотивацию личности ребенка к исследовательской деятельности· Развивать качества, необходимые для продуктивной исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализа и синтеза ситуаций, коммуникативные качества, критичности по отношению к полученным результатам.
Воспитательные задачи:
· Воспитание отношения к природе как к общечеловеческой ценности.· Воспитывать самостоятельность для профессионального самоопределения творческой личности.
· Воспитывать коммуникативную культуру, желание и готовность сотрудничать с коллегами в составе творческой группы, делиться результатами своей работы.
· Сформировать широкий спектр туристических навыков, включающих в себя навыки самообслуживания и техники безопасности.
Программа состоит из 2-х подпрограмм, рассчитанных на две возрастные категории учащихся: подпрограмма «Экологический ликбез» 10-14 лет и
подпрограмма «Эколог-исследователь» 14-16 лет
Для старших школьников (14-16 лет), прошедших обучение программе «Эколикбез», предусмотрено более углубленное изучение природы, посредством вовлечения их в самостоятельную исследовательскую деятельность (программа «Эколог-исследователь»).
Формы занятий:
Основным методическим подходом, в рамках данной программы, является «натуралистический» подход, т.е. работа с природным материалом в полевых условиях.
Формы обучения:
Полевые экскурсии, самостоятельные исследовательские работы, лекции, полевые практикумы, отчеты - конференции, научные беседы, диспуты, дискуссии.Для младшей возрастной группы (10-14 лет) предусмотрена, в основном, экскурсионная форма работы, при которой дети получают новые знания от преподавателя, а сами полевые занятия носят ознакомительный характер.
Учащиеся, достигшие результатов в первой группе, могут переходить в группу «Эколог – исследователь», а могут остаться в группе «Эколикбез» и осваивать методы исследования природы более осознанно.
Учащиеся научатся:
· 1.Определения и содержание основных понятий: экология, аутэкология, демэкология, среда жизни, экологический фактор, биологические ритмы, экологическая ниша;· Основные связи в популяциях живых организмов;
· О характере взаимодействия человека и организмов, путях и способах уменьшения вредного влияния;
· Об основных закономерностях действий экологических факторов, механизмах сезонного поведения организмов;
· Классификацию всех основных типов и видов взаимодействий организма и окружающей среды.
У учащихся развивается:
· Интерес к исследовательской деятельности;· Повышается мотивация ребенка к знаниям;
· Развиваются качества, необходимые для продуктивной исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализа и синтеза ситуаций, коммуникативные качества, критичности по отношению к полученным результатам.
Библиографический список
1. Высоцкая М. В. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся\.- Волгоград: Учитель,2008.-203с;2. Боголюбов А.С. Методические пособия по полевой практике, Диск 2013г.,
3. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. \Москва: АГАР, 2000, 386с;
4. Алексеев Ю.Е.,Жмылев П.Ю.,Карпухина Е.А.. Деревья и кустарники. Энциклопедия природы России.-М.:1997.-592с.;
5. Боголюбов А.С., Засько Д.Н. Методика рекогносцировочного обследования малых водоемов; Методическое пособие.- М.: Экосистема,1996.-13с..