Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Смирнова Т.Д. Уроки внеклассного чтения как средство привития любви к чтению у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) (из опыта работы)

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf


Цели:
1. Формирование культуры чтения учащихся.
2. Руководство индивидуальным чтением учащихся.
3. Воспитание вдумчивого, чуткого читателя.
Задачи:
1. Осуществлять преемственность в руководстве детским внеклассным чтением с учётом возраста учащихся.
2. Совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения.
3. Пробудить интерес учащихся к творчеству русских и зарубежных писателей, изучаемых в данном классе.
Известно, что современные дети не любят читать. А ведь чтение – фундамент образования. Это первый и основной навык, которому ребёнок должен обучиться в первом классе (а ещё лучше – до поступления в школу). Он должен обязательно предшествовать обучению письму. Если ребёнок плохо читает, он никогда не научится грамотно писать.
Проблема читаемости остро стоит в школе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. От того, что дети мало читают, бедна и невыразительна их речь. От того, что дети мало и слабо читают, недостаточно развиты их нравственные качества. Не читая, ребёнок не учится сопереживать, сострадать, не тренирует своё сердце. Не читая, ребёнок не учится мыслить, не развивает память, внимание, наблюдательность.
А для того чтобы ученик с желанием читал, нужно привить интерес к книге, к творчеству писателя, к его неординарной личности. Всему этому способствуют уроки внеклассного чтения, грамотно построенные, где учитель является координатором, направляющим интересы детей в определённое русло. Внеклассное чтение очень значимо для формирования сознательного отношения к чтению. Представление о мире литературы у школьников невелико, иногда их читательский опыт связан лишь с учебником и часто не имеет никакого отношения к добровольному заинтересованному чтению. Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может через уроки внеклассного чтения.
Программа по чтению для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) предлагает изучение произведений устного народного творчества, а также произведений писателей XIX и XX веков. Изучаются произведения и зарубежных писателей этих же веков.
В программе по чтению написано: « Уроки внеклассного чтения проводятся, начиная с 5 класса, один раз в месяц по усмотрению учителя, который определяет перечень дополнительной литературы, предлагаемой для самостоятельного чтения учащихся. При этом следует учесть, насколько у них сформирован навык чтения, их индивидуальные интересы, а также состояние библиотечного фонда школы. Начиная с 8 класса, программа рекомендует чтение статей периодической печати (газет и журналов, предназначенных для детского и юношеского возраста)». Изучив программные требования, необходимую литературу по теме, я составила тематическое планирование, в котором предусмотрела систему уроков внеклассного чтения.
– Изучила возможности школьной библиотеки для обеспечения учащихся книгами для внеклассного чтения. Держу постоянную связь с библиотекой (изучаю формуляры; отбираю необходимую литературу для урока внеклассного чтения; направляю чтение детей).
– Выяснила, имеются ли у детей дома библиотечки или хотя бы полочки с книгами и журналами ( и какими именно). Сделала это с помощью анкеты. - Провела родительское собрание на тему «Роль книги в жизни ребёнка». – Наработала практический материал к урокам внеклассного чтения: отпечатала эпиграфы ко многим урокам, таблички по теме изучаемого произведения с высказываниями знаменитых людей; карточки с индивидуальными заданиями.
- Подготовила списки литературы по внеклассному чтению, поместила их на стенде «Книга – твой друг» в кабинете чтения. Список произведений для уроков внеклассного чтения составила в зависимости от возможностей библиотеки школы, собственной библиотеки, способностей и возможностей учащихся, определённой части программы.
– Работаю в тесном контакте с воспитателем группы: советую, что можно почитать детям на самоподготовке.
– Веду тетрадь, в которой учитываю продвижение учеников по чтению (как читают; любят ли читать; заучивают ли наизусть стихотворения, рекомендованные программой; прочитали ли произведения к уроку внеклассного чтения).
– Практически ежегодно провожу уроки именно внеклассного чтения для учителей школы в рамках МО.
«Литературе также нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова».
Эти слова С.Я. Маршака в первую очередь обращены к учителям чтения, так как на них главным образом лежит ответственность за воспитание умного, вдумчивого, чуткого читателя. Уверена, чем раньше начинается работа по воспитанию такого читателя, чем продуманнее система работы, чем увлечённее поиск учителя на этом пути, тем ощутимее результаты его труда. Изучение читательских интересов, их развитие и формирование, воспитание ученика как читателя происходит на уроках, где изучается программный материал, и при подготовке к ним.
Использую для этого следующие формы работы:
- контроль за самостоятельным чтением детей (посредством связи со школьной и районной библиотеками);
- индивидуальные беседы с детьми о том, что они в данное время читают; чем их привлекает книга; кто из героев понравился больше и почему;
- беседы с родителями о домашнем чтении, о домашних библиотеках. Практикую ведение ученических читательских дневников в старших классах. Внеклассное чтение, правильно организованное, расширяет кругозор учащихся, повышает их культурный уровень, прививает любовь к книге и чтению.
Уроки внеклассного чтения связаны с обычными уроками чтения.
Уроки внеклассного чтения обобщают знания, полученные учащимися при изучении той или иной темы, творчества того или писателя. Уроки внеклассного чтения содержат принцип преемственности.
В систему уроков внеклассного чтения вошли произведения русской и зарубежной классики, а также произведения народов России.
В список по внеклассному чтению включены произведения разных родов и жанров: сказки, былины, басни, рассказы, повести, очерк, сказания. Кроме того, в системе уроков внеклассного чтения отобраны и прозаические, и стихотворные произведения, элементы анализа которых имеют свои специфические особенности.
Разнообразна тематика уроков внеклассного чтения:
- Сказки (народные и литературные, например, сказки А.С. Пушкины, Х.К. Андерсена и др.);
- Басни И.А. Крылова;
- «О братьях наших меньших» (об отношении человека к живым существам); - «Человек и природа» (об отношении человека к природе);
- «Изображение природы в произведениях поэтов и писателей);
- Тема «маленького человека»;
- Философская тема (например, стихи Н. Заболоцкого о жизни);
- Судьба ребёнка в книгах русских и зарубежных писателей;
- Человек на войне;
- Из истории прошлого нашей Родины.
Уроки внеклассного чтения имеют свою специфику и принципиально отличаются от уроков классного чтения. На них решаются иные задачи. Это относительно свободные уроки, на которых развивается кругозор детей, их эстетические чувства, их воображение и творчество. И в то же время на этих уроках выполняются определённые программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.
Уроки внеклассного чтения должны стать праздниками книги, уроками радости. Дети должны быть замотивированы встречей с хорошей книгой. В класс несу такие книги, которые мне самой нравятся, когда - то задели душу, всколыхнули чувства.
Структура уроков внеклассного чтения не подчиняется какой - либо схеме. Каждый урок внеклассного чтения - это творчество учителя и учащихся. И чем больше живости, гибкости, разнообразия будет на уроке, тем больших успехов достигнет учитель со своим классом.
Уроки внеклассного чтения должны отвечать следующим требованиям:
* На каждом уроке проводится учёт прочитанного. Уже на первом вводном уроке в любом классе по чтению я имею возможность поговорить с детьми о том, что они прочитали за лето, какие книги им понравились особенно, и вместе с ребятами намечаю программу уроков внеклассного чтения. Вопрос о чтении ставлю и как классный руководитель. Составляя план работы с классом, предусматриваю работу с книгой, бережному к ней отношению. С целью изучения читательских интересов учащихся практикую проведение анкет с вопросами:
- Какие книги прочитаны за лето.
– Кто автор произведений?
– Кто из героев книги понравился и почему?
- На какую тему книга?
По такому плану учила вести читательский дневник. На каждом уроке внеклассного чтения 2 -3 ученика рассказывают о любимых произведениях, обмениваются мыслями.
* На каждом уроке проводится рекомендация новых книг (презентация). Это я делаю с целью предварительно вызвать у учащихся интерес к книге и, следовательно, желание прочитать её.
Какие же приёмы использую для рекомендации книги?
а) Обязательно сообщаю некоторые сведения об авторе книги и об истории её написания.
Например, говоря о книге Александра Грина «Алые паруса», рассказываю ученикам о загадочной стране Гринландии, которую создал в своём воображении писатель. Рассказываю о необычных, странных названиях городов и имён героев его романов и повестей (Ассоль, Зурбаган, Гель, остров Рено, пролив Кассет).
Рассказываю о музее в Феодосии (показываю набор открыток о нём), где я побывала ещё школьницей; о макетах кораблей, которые я там видела (показываю их небольшие макеты); о раскрытых на вид моря окнах, нам которых развевались алые (как паруса из знаменитой повести Грина) лёгкие занавески.
б) Или говорю учащимся:
«Ребята, представьте, что вы получили письмо, в котором прочитали такие слова: «Люди и звери, мы – дети одной матери – природы», а вместо подписи нарисован след волка (показываю нарисованный след волка).
– Что бы это могло означать?
- Мог ли это написать Чёрный Волк? Нет?
- Потому что волки не умеют писать?
Действительно, обыкновенные волки не умеют, а Чёрный Волк умел. Он написал множество рассказов о животных, которые читают во всех странах мира. Ведь Чёрный Волк - это человек. Такое имя дали канадцы своему другу - писателю, художнику и натуралисту Эрнесту Сетону - Томпсону.
А далее рассказываю детям о личности великого писателя, показываю его портрет с умной улыбкой, демонстрирую несколько книг с рисунками самого автора.
После такого вступления разве не захочется подержать такую книгу в руках? Полистать её, рассмотреть рисунки, а потом и почитать её?
в) Часто привожу данные о распространённости книги; о влиянии, оказываемом ею на читателей; о том, в каких странах она читается, на какие языки переведена.
г) Интерес к рекомендуемой книге вызывают отзывы читателей о ней. Сама, как учительница – читательница, рассказываю о впечатлении, которое произвела на меня книга. А если это произведение прочитано мною давно, то делюсь своими воспоминаниями, относящимися ко времени детства или юности; о том, как я читала эту книгу, и какую роль она сыграла в моей жизни. Например, рассказывая о книгах К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона», «Книги о художниках», «Повести о лесах», я говорю: «Эти книги в наше время переходили из парты в парту, из портфеля в портфель, из дома в дом. За книгами Паустовского мы стояли в очереди в библиотеке. Эти книги были закапаны чернилами, у них были потёрты обложки, заклеены страницы. Мы читали эти книги под партами, спорили о них…
Я закрываю глаза и вспоминаю свои впечатления от книг Паустовского:
- как догорает закат в пролёте сосен;
- как ложится первый снег на просёлочные дороги;
- как скрипят половицы в старом, рассохшемся доме;
- как ровно шумит дождь по крыше…
Вы скажете, это скучно и неинтересно. А я скажу, что это очень интересно, если полюбить читать. И читать книги К.Г. Паустовского – очень скромного писателя, который писал о простых людях, о детях, о животных, о стариках»…
д) Показываю различные издания книги, особенно если она снабжена иллюстрациями. Можно продемонстрировать различные иллюстрации к произведению и оценить их, если хотя бы несколько учащихся уже знакомы с книгой.
е). Прочитываю один – два небольших отрывка из книги с тем, чтобы поставить перед учащимися какой – либо вопрос, ответ на который может быть дан только после знакомства с книгой.
ж). Устраиваю выставки книг на тему урока.
з). Все уроки внеклассного чтения обязательно снабжаю наглядностью:
- в центре классной доски вывешивается портрет писателя с датами его жизни, высказываниями о нём и его творчестве других писателей. Портрет обязательно «обыгрывается»: обращается внимание на глаза писателя, его взгляд, улыбку…
- используется литературная карта; русские пословицы на тему, иллюстрации, рисунки детей, альбомы по творчеству писателей, наборы открыток, фотографии, репродукции картин известных художников. Но все эти «показы» не должны заменять книгу.
Все уроки внеклассного чтения проведены с использованием ИКТ. Красочная презентация помогает больше узнать о творчестве писателя, лучше вникнуть в содержание произведения, поработать с пословицами. Использование ИКТ оживляет урок, делает современным, ярким. При помощи компьютера я могу осуществить контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекцию. Соблюдаются здоровьесберегающие технологии: дети меньше утомляются, используется частая смена видов деятельности.
3. На каждом уроке внеклассного чтения дети читают рассказы, повести, сказки, читают по ролям. 2/3 урока должно отводиться чтению.
4. Обязателен элемент анализа прочитанного произведения, ответы на вопросы: «Что ты можешь сказать об этой книге?», «Что тебе особенно понравилось?»
В центре анализа должна стоять нравственная проблема.
5. Каждый урок внеклассного чтения должен что – то добавить к имеющимся читательским умениям:
- научить найти сведения об авторе;
- составить выставку;
- написать отзыв о книге; - сориентироваться в книге по оглавлению.
6. На каждом уроке внеклассного чтения используются традиционные приёмы работы: пересказ, словарная работа, беседа. Причём уроки внеклассного чтения создают условия для творческого пересказа: сжатый пересказ, выборочный, словесное иллюстрирование. Словарная работа именно на уроках внеклассного чтения играет вспомогательную роль. Объясняются только трудные слова, и идёт ориентировка на словари и справочники.
7. Беседа на уроках внеклассного чтения используется не так развёрнуто, как на обычных уроках. И своеобразие беседы в том, что она рассчитана на более высокую самостоятельность учащихся.
8. Воспитание читательской самостоятельности. Нелегко охватить всех учащихся самостоятельной работой. Если ориентироваться в работе только на сильных, слабые остаются в роли пассивных. Поэтому, разрабатывая уроки внеклассного чтения, учитель продумывает формы самостоятельности и пути привлечения всех учащихся.
Учитель должен продумать, чтобы каждый школьник принимал участие в каких – то массовых мероприятиях в течение года (инсценировках, спектаклях, литературных утренниках, поэтических гостиных).
9. На уроках внеклассного чтения значительное место отводится занимательности. В моей практике – это отгадывание загадок (и таких, которые мог разгадывать мальчик Серёжа Есенин), составление альбома, сочинение собственных загадок, сказок.
В урок ввожу такие моменты: шутка – минутка, 5 секунд на размышление. Иногда с ребятами фантазируем о дальнейшей судьбе героев книги, придумываем свой сценарий.
На уроках внеклассного чтения методы работы носят более «игровой» характер, что позволяет решать те или иные задачи легче, чем на обычном уроке, где иногда детей сковывает сознание ответственности, боязни получения более низкой оценки и т.д.
Интересны ребятам такие методы и приёмы, как инсценирование, конкурсы «Самый внимательный читатель», «вхождение в роль», на лучший рисунок к изучаемому произведению. Инсценирование художественных произведений является хорошим показателем того, как дети воспринимают текст, который прочитал им учитель. Выражение детских лиц, жесты, интонация при инсценировании говорят сами за себя. Именно в это время дети ещё раз переживают услышанное.
Так, в 6 классе проведён интегрированный урок по рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». На уроке было представлено инсценирование с попутным чтением. Учащиеся были одеты в костюмы, активно входили в свою роль. Наши воспитанники любят играть в героев сказки, только их деятельность нужно направлять. Интересно также проходят конкурсы на лучшего рассказчика сказки.
В 5-м классе апробировала элемент арт – метода: сказка – терапия. Для создания речевой ситуации подбираем игрушки – действующие лица диалога. Ученики сами выбирают себе персонаж, роль которого они хотят сыграть. Особенно интересно прошли такие уроки по сказке «Морозко» и по басням И.А. Крылова. Я принесла на урок мягкие игрушки, приятные на ощупь, и резиновые игрушки.
С интересом 5 -классники играли на уроке по сказке Д.Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка» (хотя это не урок внеклассного чтения). Игрушечные зайцы, лиса и уточка внесли оживление в урок. Были интересны составленные детьми диалоги, импровизированные сценки.
Для наших детей с недоразвитием эмоционально - волевой сферы, чаще всего с образным мышлением необходим дополнительный стимул: игрушка будет будить эмоции, которые подведут к раскрытию основной идейной нагрузки на образ. То есть чем скорее дети поймут роль персонажа в произведении, его характерные особенности, тем понятнее им будет главная мысль изучаемого произведения.
На основе реплик из текста, понимания характера героя, знания развития сюжета дети создают свои диалоги. Этот вид работы очень нравится нашим ученикам. Всегда много желающих принять участие в коллективно создаваемой сказке, т.е. коммуникативной ситуации. Кстати, создание рисунка – это повод для создания коммуникативной ситуации.
Игрушки – мягкие, резиновые, деревянные – я использовала на обобщающем уроке по творчеству Х.К. Андерсена: проводила викторину по сказкам писателя – из волшебного сундучка доставала игрушку, а дети должны были назвать, из какой сказки этот герой (а потом брали в руки, немного играли). Моей мечтой остаётся создание театра кукол.
Один из известных приёмов – остановка при чтении на самом интересном месте. Задача – вызвать у детей интерес: а что будет дальше.
В своей работе я учитываю интересы самих учащихся. Стараюсь вызвать у самих детей оценку читаемых и разбираемых произведений, пробудить у них активную реакцию на темы и образы произведения.
Таким образом, как учитель – словесник, я пытаюсь решить свою главную задачу – развивать художественный вкус учащихся, прививать им высокие чувства (любовь к Родине, доброту, сострадание, сочувствие, любовь к ближнему, любовь к животным), формировать их мировоззрение и характер. Стараюсь также, чтобы вопросы и проблемы, обсуждаемые на обычных уроках чтения, были близки к проблемам и вопросам, обсуждаемым на уроках внеклассного чтения. Круг этих вопросов и проблем намечается с учётом возраста и развития моих учеников.
Задача всех уроков внеклассного чтения – воздействие на душу ребёнка через Слово писателя. Перед каждым уроком внеклассного чтения ставлю коррекционную задачу – вызвать глубокий эмоциональный отклик у моих воспитанников. Для привития интереса к читаемому, активизации учащихся использую личные наблюдения и их жизненный опыт.
Уроки внеклассного чтения провожу в различных формах:
- в виде путешествия в прошлое на машине времени;
- разговора с писателем и его героями;
- пресс – конференции, в которой принимают участие журналисты, читатели и исследователи;
- путешествие в Страну Поэзия по временам года;
- урок – проект.
Стали популярными в нашей школе интегрированные уроки: чтение +домоводство; чтение +естествознание; чтение + история. Очень ценно здесь сотрудничество двух учителей.
Для контроля знаний применяю:
- вопросы;
- индивидуальные задания; пересказ отрывка; составление плана; разгадывание ребусов и кроссвордов; составление характеристики героя; дифференцированные задания.
Система уроков внеклассного чтения предусматривает несколько вариантов творческих работ, например:
- сочинить сказку об…;
- составить книжку – малышку (по загадкам и пословицам);
- составить рассказ на основе жизненной ситуации;
- написать письмо от имени героя произведения (например, письмо Вани Солнцева к майору Биденко – по повести В.П. Катаева «Сын полка»);
- работа с иллюстрациями и др.
Домашнее задание тоже может быть нестандартным, например, написать сочинение – миниатюру «О чем бы я хотел поговорить с Маленьким принцем?» (по сказке – притче Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц»); - задание «Проверь себя», в котором содержатся слова, опираясь на которые нужно передать содержание текста.
Особо хотелось бы сказать об уроках внеклассного чтения, связанных с изучением стихотворений. Уроки лирики очень сложны сами по себе. Не каждый человек может правильно воспринимать стихи, находить что – то для себя.
Лирика – очень специфический жанр. Тут главное – передать чувства поэта. На мой взгляд, самый естественный путь к этому, - когда взрослый делится с ребёнком СВОИМ восприятием стихотворения. Поэтому на таких уроках я много говорю сама: читаю наизусть, высказываю своё мнение, пропускаю стихи через себя. Мне хочется затронуть живые струнки души ребёнка, заинтересовать. Чтение учителем стихотворения наизусть направляет внимание учащихся на запоминание прочитанного, развивает у них память, речь, воображение. Надо отметить, что учащиеся любят, когда учитель читает наизусть.
Использую систему заданий по словесному рисованию.
Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное. Для полноценного восприятия стихотворения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Смысл словесного рисования заключается в том, чтобы привить детям способность воображать прочитанное, видеть его как бы наяву. При словесном рисовании учащиеся должны не только указать, что они «нарисуют», но и представить себе детали каждого предмета: его цвет, форму, звуки. Поэтому приём словесного рисования я вначале объясняю детям на реальных рисунках.
Предлагаю ученикам такие задания:
- Какие чувства возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг? Для этого у меня на доске для подсказки вывешен «Словарь настроений».
– Обратите внимание на слова, которые выбирает автор для того, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.
- Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора.
– Какую мелодию вы подобрали бы к этому стихотворению?
Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование).
Предлагаю такие задания:
- Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т.д.
– Вслушайтесь в звучание стихотворения: какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют»?
– Подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку.
– Какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?
Третья группа упражнений направлена на работу с образными средствами языка стихотворения. Работа над образным языком лирического стихотворения очень важна. Она способствует развитию речи и обогащению словарного запаса школьников, помогает вдуматься в смысловое содержание лирического произведения, приближает к творческому процессу. Предлагаю найти в тексте стихотворения образные средства языка (сравнение).
– Ответьте на вопрос: изменится ли стихотворный образ, если вы замените сравнение на другое или же «выбросите» его из текста.
Четвёртая группа упражнений направлена на выражение личностного отношения:
- Какие настроения автора вы почувствовали?
– Выразите возникшие у вас чувства.
– Расскажите о своём отношении к воображаемой картине. Таким образом решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока. На уроке внеклассного чтения ребята могут оценить свою работу. Для этого предлагаю критерии самооценки. В конце урока внеклассного чтения, как и на обычном уроке чтения, провожу рефлексию.
«Нет наслаждения книгой – нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге - это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, - вот чтение» - С. Соловейчик.
Я не радуюсь «глотанию» книг детьми, то есть чтению для количества. Такое чтение не вызывает никакой работы мозга, не оставляет никакого следа в душе. Надо учить думать над книгой, а для этого учу читать детей медленно. Одним из способов приучить к вдумчивому чтению являются небольшие задания, которые я даю в индивидуальном плане, ДО либо ПОСЛЕ прочтения книги. Учу своих воспитанников давать отзыв о прочитанной книге. Даю задания по выбору, по желанию детей. В конце урока благодарю ребят за труд, за участие. Это поддерживает интерес к чтению. В классе в шкафчиках имеются книги, которые дети могут прочитать (их я принесла из дома).
Могу отметить, что выпускники 11 –го класса хорошо читают и любят читать. У некоторых учеников дома имеются библиотечки, но чтение у ребят бессистемное. Поэтому я направляю его: рекомендую книги, соответствующие их возрасту и интересам. Любимые книги выпускников: повесть В.Г. Распутина «Уроки французского», рассказ Е.Носова «Юшка», рассказы Л.Андреева, В.П. Астафьева, А.Алексина.
Особенностью учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является их любовь к стихам. Ребята заучивают стихи, находят в них что – то близкое для себя. В Интернете самостоятельно или по просьбе учителя они ищут стихи, высказывания, цитаты на разные темы.
Для старшеклассников на уроках чтения я вводила пятиминутки поэзии, где сама читала свои любимые стихи. Сами выпускники по желанию могли выучить стихотворение по своему усмотрению, а потом поговорить о нём. Очень им нравятся стихи Э.Асадова, М.В. Исаковского, Я. Смелякова, К. Ваншенкина.
В книгах ребята находят ответы на многие вопросы. У наших детей заполняется свободное время, становится больше интересов.
Как продолжение урочной работы, провожу в школе внеклассные и общешкольные мероприятия. Проведены: поэтическая гостиная на тему «Поэты на Великой Отечественной войне», литературные вечера к юбилеям М.Ю. Лермонтова «Он весь, как недопетая песня» и К.М. Симонова «Военная поэзия К.М. Симонова». Уже не первый год провожу Некрасовскую Неделю, которая заканчивается интересным общешкольным литературно – музыкальным праздником. Все классы в ходе этого мероприятия заучивают стихи Н.А. Некрасова, инсценируют их, участвуют в конкурсе рисунков и поделок на стихи поэта. В этом году «изюминкой» праздника стало выступление школьного ансамбля ложкарей, исполнившего музыкальный номер на стихи Некрасова.
Все мероприятия проведены с использованием ярких презентаций, которые расширяют представления детей о творчестве знаменитых поэтов и вызывают интерес к их поэзии. Ежегодно готовлю своих учеников к участию в Международном конкурсе «Живая практика», где дети читают наизусть прозаические произведения, которые не изучаются по школьной программе. Надо отметить, что интерес к этому конкурсу у наших детей большой: они любят выступать перед публикой, чувствуют себя артистами. Одна из моих воспитанниц за своё выступление получила Приз зрительских симпатий. В ходе общешкольных мероприятий расширяется активный словарь учащихся, они приобретают навыки публичного выступления. Вся внеклассная работа способствует привитию интереса и любви к чтению, к книге.
Думаю, что плодотворное решение вопросов по руководству внеклассным чтением учащихся требует коллективной работы всего педагогического коллектива. Помимо учителей чтения и библиотекаря, в организации и руководстве внеклассным чтением должны принимать участие и классные руководители, и учителя, и воспитатели. Поскольку внеклассным чтением учащихся заинтересованы учителя чтения, начиная со 2-го класса, встаёт вопрос о преемственности чтения. То есть необходимо организовать руководство внеклассным чтением с учётом возраста учащихся. Каждый учитель должен строить свой план в зависимости от работы, ранее проделанной учителями предыдущих классов.
В библиотеке должны быть вывешены списки рекомендованной литературы по различным классам, согласованные с учителями – словесниками. Должны быть и специально оформленные плакаты, посвящённые творчеству отдельных писателей или отвечающие на вопросы:
- что читать,
- как читать книгу,
- как пользоваться словарями и справочниками.
Списки рекомендованной литературы должны быть вывешены и по классам. Конечно, и в библиотеке должны быть книги в нужном количестве и с яркими, красочными иллюстрациями. Именно они вызывают интерес у детей. Таким образом, у ребят формируется ряд навыков по внеклассному чтению. А главное, в их сознании уже есть представление о важности книги в жизни человека, о роли чтения в ней.
Литература:
1.       И.С. Збарский, В.П. Полухина «Внеклассное чтение по литературе» (IV – VIII классы), Москва, «Просвещение», 1987г.
2.       Журнал «Начальная школа» № 1 – 1992г. «Воспитание эмоциональной отзывчивости на уроках чтения».
3.       Журнал «Литература в школе» № 1 – 1980г. «Образовательно – воспитательная эффективность уроков внеклассного чтения».
2020