Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Сайгушева Т.Н. Использование метода ассоциации при обучении лексики на уроке английского языка

Библиографическое описание:
Сайгушева Т.Н. Использование метода ассоциации при обучении лексики на уроке английского языка // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.

В настоящее время в методике преподавания иностранных языков применяются различные традиционные и нетрадиционные методы обучения лексическим навыкам.

Одним из нетрадиционных методов является метод ассоциаций. Этот метод еще не получил достаточного распространения в современной методике и только начинает внедряться в процесс обучения.

Что же такое ассоциация? Ассоциация (от лат associare – соединять) – психическая связь между образами (мыслями, представлениями, переживаниями), благодаря которой возникновение одного образа влечет за собой появление другого.

Все мы сталкиваемся практически ежеурочно с тем, что нужно презентовать и активизировать большой объем новых лексических единиц. Запоминание новых слов – сложный процесс. Из-за этого интерес к изучению английского языка у учащихся пропадает, поэтому необходимо найти какой-то легкий способ для решения этой проблемы. На уроках я пытаюсь научить школьников запоминать слова методом ассоциаций, потому что считаю, что это наиболее легкий и веселый способ заучивания слов.

Представляю вашему вниманию два наиболее эффективных приема: прием фонетических ассоциаций и прием лексических ассоциаций.

Приём фонетических ассоциаций

Суть метода – подобрать слово из родного языка, созвучное с иностранным словом, которое нужно выучить. С помощью этого метода малыши уже в раннем детстве могут запомнить трудные слова. Например, слово bread (хлеб) – «бред». Теперь представьте, что вы пришли в булочную, а там нет хлеба. Бред, верно? Складывается цепочка: bread – «бред», «бред, что хлеба нет». Слово hill (холм) – «хилый». Можно даже составить маленькую историю и представить ее, например, «хилый с трудом взбирается на холм». Подбор таких ярких ассоциаций позволяет быстро пополнять словарный запас. Это самый увлекательный метод, который помогает сделать процесс изучения иностранного языка не только интересным, но развивает фантазию и воображение. Попробуйте придумать фонетические ассоциации следующим словам и выражениям:

sleep (спать) – «слипаются глаза»

horror show (шоу ужасов) – «хорошо»

keep it (держи) – «кипит»

afraid (бояться) – «э, Фрейд!»

Прием лексических ассоциаций

Суть метода – подобрать слово, которое похоже по произношению и хоть отдалённо связано с изучаемым словом по значению. Если нет хотя бы отдаленной связи, то попытаться её создать.

Например, для того чтобы запомнить слово heel (пятка), нужно просто вспомнить имя героя, известного своей смертью из-за этой части тела, Ахилла и проговорить, что heel –это пятка, потому что Ахилл. Подобрать ассоциацию можно для самых разных слов – нужно только подключить немного воображения и составлять удобные ассоциации, главное, чтобы они были понятны и легко запоминались. Так гораздо легче увеличить словарный запас английского языка. Попробуйте поработать над следующими словами:

palm (ладонь) – подумать о пальме и ее листочках, раскрытых как ладошка;

skull (череп) – представляем индейцев, любимым занятием которых было снимание скальпов;

to look (смотреть) подуматьотом, как трудно смотреть, как кто-то режет лук

to shoot (стрелять) – представить себе стреляющего шута;

court (суд) – представим теннисный корт и подумать о том, что раньше суды проводились на широких площадях, где могла разместиться толпа зевак.

Можно разбивать слова на части. Например:

obstinacy (упрямство) – три слога: ob-stin-acy, «упрямый, как об-стену-осел»;

experience (опыт) – «экзамен», «период», «энциклопедия».

Можно образовывать словосочетания. Например:

clever (умный) – представить себе «умный клевер»;

ditch (яма) – представить «дичь в яме»;

ship (корабль) – представить себе «корабль с шипами».

Чтобы метод сработал, ассоциации должны быть:

по созвучию с неким русским словом, или хотя бы по внешнему буквенному сходству (как в нашем примере) – только тогда помните о правильном произношении! (a fern);

логичными;

• но при этом – смешными, забавными или нестандартными – чем ярче и эмоциональнее ассоциация, тем легче запоминается.

Попробуйте пофантазировать над следующими словами:

step (шаг) – степь;

to observe (соблюдать) – обсерватория;

to run (бегать) – рана;

to tell (рассказывать) – телефон;

to win (побеждать) – вино;

puddle – (грязь, лужа) – падать в лужу;

to shake – «трясти» – можно подумать о бармене с шейкером;

to roll – «катить», «катиться» – суши и японская кухня.

Метод ассоциации я использую не только при введении новых слов, но и при работе с буквами. Придумываю истории из жизни букв. Например: В одном маленьком городке жили-были буквы. По утрам буква «А» выходила во двор, поставив ногу на ширине плеч, поправив поясок на талии созывал своих друзей «Ээээййй!». Или «буква «В» любила бибикать. Сюжетная работа над графикой, рассказы, а также жесты, мимика, движения – все это приводило к ощутимым результатам.

Ребята при письме иногда неправильно пишут некоторые строчные буквы h,k – исправляю, опять с ассоциациями – у буквы «h» и «k» шея длинная, как у жирафа.

Заключение

Таким образом, ассоциативный метод запоминания слов – один из самых эффективных и приятных методов запоминания слов, который позволяет запоминать за день очень много слов. Причем слова будут храниться в памяти пассивно, т.е. если у вас не будет возможности пользоваться ими, вы все равно сможете узнать или воспроизвести их спустя долгое время. А самое главное этот метод поможет избавиться от бесконечных повторений запоминаемых слов – достаточно один раз подобрать звуковую ассоциацию к слову и составить сюжет. Метод ассоциации помогает детям запомнить английские слова, экономит время, избавляя ученика от механической зубрежки; сам процесс подбора ассоциаций привлекает учащихся к изучению английского языка; развивает, помимо памяти, еще и их фантазию.

Библиографический список:

1. Афонина О.В. Метод фонетических ассоциаций как метод запоминания иностранных слов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metod-foneticheskih-assotsiatsiy-kak-neotemlemaya-chast-protsessa-obucheniya-inostrannomu-yazyku#ixzz3oneR2Nxi

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.

3. Козаренко А.В. Метод наводящих ассоциаций.
2024