Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Плохотниченко В.К., Золотых С.В., Лебедева О.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Здоровье- это зарядка, движение, осанка, режим дня, овощи, витамины. И поэтому главная задача всей системы образования и в частности учителей сохранение здоровья учащихся через здоровьесберегающие технологии, потому что именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и урок физической культуры - основное звено в цепочке оздоровления, который приносит пользу здоровью каждому учащемуся и здоровьесберегающие технологии являются на нем основами основ. Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании- приемы, методы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые умения, знания и навыки и использовать их в повседневной жизни. Учителям физической культуры из всех здоровьесберегающих образовательных технологий близки физкультурно- оздоровительные технологии, которые направлены на физическое развитие учащихся. Средствами физкультурно- оздоровительных технологий на уроке физкультуры являются:
- физические упражнения без предметов и с предметами
-упражнения на профилактику нарушения осанки: с мешочком на голове, ходьба по обозначенному коридору с сохранением правильной осанки, с перешагиванием через препятствия, с одновременным выполнением различных движений.
-упражнения на координацию движений и равновесие: подбросить мяч и присесть, передать мяч в стену с приседанием, поворотом, хлопком, упражнение, например «Цапля стоит на одной ноге»
Когда цапля ночью спит,
На одной ноге стоит.
Не хотите ли узнать:
Трудно ль цапле так стоять?
А для этого нам дружно
Сделать позу эту нужно.
-подвижные игры, которые развивают и укрепляют основные группы мышц.
Очень тесно урок физической культуры переплетается с городскими, внутришкольными спортивно- массовыми мероприятиями: спартакиада среди кадетских классов, президентские состязания, «Старты надежд», легкоатлетический кросс, Дни здоровья, «Папа, мама и я –спортивная семья», зарядка с чемпионом, а также Всероссийский физкультурно- оздоровительном комплекс «Готов к труду и обороне», где также используются физкультурно- оздоровительные технологии.
Использование в работе здоровьесберегающих технологий к учащимся позволяет создать ситуацию успеха для ребят с разными физическими возможностями.
Физкультурно- оздоровительные технологии реализуются не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, в частности на хореографии.
Средствами здоровьесберегающих технологий на хореографии являются:
-танцевальная импровизации, которая помогают раскрепостить и раскрыть творческий потенциал, творческую натуру, развивают образное мышление, фантазию;
-партерная гимнастика улучшает эластичности мышц, связок, повышает гибкости суставов, формирует правильную осанку, помогает в профилактике нарушений опорно- двигательной системе;
-дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхания с движением, укрепляет осанку;
-пальчиковая гимнастика являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга;
-музыкальные игры, благодаря которым учащиеся освобождается от страха, агрессии. Сюжетные игры- игры под пение с движение, игры-инсценировки- развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания. Применение музыки способствует успешному усвоению двигательных навыков. В сущности сама хореография это и есть здоровьесберегающая технология. Если ученик умеет преодолеть усталость, проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, значит, он здоров, значит, учитель сделал все, чтобы обучение не наносило ущерба его здоровью. Ведь дети – наше будущее, и то, какими они будут – таким будет и будущее.

Библиографический список

1. Веселая школа: все для школьников и их родителей/Основные проблемы современных школьников. URL: http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/kakie-osnovnye-problemysovremennyx-shkolnikov/ (дата обращения: 12.12.2017).
2. Ю. В. Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. — М.: Издательство «Глобус», 2009. (Управление школой).
3 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. М.:АПК и ПРО, 2002. 121 с.
4. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. Ростов /Д: Феникс, 2006. 288 с.
2019