НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Борисова Т.А. Воспитание духовно-нравственных качеств личности дошкольников посредством социально- педагогического взаимодействия детского сада и семьи

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Человечество шагнуло в двадцать первый век - век развития гуманитарной культуры, ориентирующей педагога на воспитание подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей.
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает». Конвенция о правах ребёнка (Статья 29).
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Для того, чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.
У детского сада есть своя миссия: прежде всего, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания малышей в детском саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение становилось уроком человеческого достоинства и взаимоуважения, чтобы каждый нашел свой талант и сферу подлинного интереса в жизни, чтобы они дружили, радовались и любили.
Нравственно-патриотическое и духовное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая в нашем детском саду решается сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Наш коллектив - это единое целое, большая семья, которая интересно живет в совместной деятельности педагогов, детей и родителей - в тесном сотрудничестве между взрослыми и детьми. Нравственность и духовность не рождаются сами собой. Их воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду, в школе.
Для решения задач духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду особое внимание уделено социально-педагогическим проектам, разработанным педагогами детского сада. Главные участники реализации социально-педагогических проектов - это педагоги, дети и их родители. В данной модели работы для нас важно не количество планируемых мероприятий, а их значимость в повышении качества дошкольного образования. В реализации социально-педагогических проектов мы задействовали неисчерпаемый потенциал семьи, ее широкие воспитательные возможности. Подготовка к мероприятиям начинается задолго до их проведения: познавательная, игровая, творческая деятельность с детьми проходит с обязательным привлечением семей воспитанников. Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения. С этой целью планируются и проводятся мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело:
·          спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
·          выставки семейных поделок из различных материалов;
·          конкурсы рисунков.
Одной из форм работы с родителями являются родительские собрания, но ни для кого не секрет, что родителям неинтересно, когда собрание проходит как лекция. Мы практикуем при проведении родительских собраний подготовку детских концертов, приглашаем интересных гостей.
На просторах нашей Родины много красивых и удивительных мест, которые, к сожалению, ребёнок не всегда может посетить и увидеть своими глазами. Но в век научно–технического прогресса можно найти выход и из такой ситуации. Педагоги нашего детского сада разработали проект «Онлайн – экскурсии по святым местам Смоленщины». И теперь наши воспитанники вместе с родителями, не выходя из детского сада, на экране могут увидеть Храмы, монастыри, святые источники всей Смоленской области.
Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Именно поэтому в систему традиционных мероприятий по духовно–нравственному воспитанию нами включены праздники с народными традициями. Цель таких мероприятий – сохранить и возродить культурные традиции предков, чтобы будущие поколения чтили и любили светские и православные памятные даты своего Отечества. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально - игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «День защитников Отечества». «Масленица»; весной — «Праздник мам», «Сороки», «Пасха», «День Победы»; летом - «Яблочный спас». Праздничные утренники проводятся в форме увлекательных игр, развлечений или же просмотра детьми кукольного спектакля, в котором они принимают непосредственное участие. Заканчиваются такие мероприятия угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами. Атмосфера игры и праздника, веселья и угощений воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо. Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника.
К сожалению, современные дети, не могут увидеть многих старинных вещей, которые раньше русские люди использовали в быту, многие из них стали раритетом. Наши педагоги создали виртуальный музей «Русская изба», в котором можно увидеть различные предметы старины: кухонную утварь, посуду, одежду, предметы быта и многое другое. В этом году наш детский сад получил лицензию на ведение дополнительного образования. У наших воспитанников появилась возможность заниматься в различных кружках по интересам. Один из кружков, функционирующих в детском саду, называется «Добрый мир».
Содержание работы кружка составлено в соответствии с возрастными возможностями детей старшего дошкольного возраста и направлено на формирование духовно–нравственной, эстетической и общей культуры дошкольников. Через занятия кружка проходят следующие темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Россия – Родина моя», «Дом, в котором мы живем» и другие. Занятия по темам проходят через игровые упражнения, решение проблемных ситуаций, чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, просмотр презентаций, видео – роликов, мультфильмов, игры - путешествия, ситуативный разговор, постановку сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении к старшим). И почти каждое занятие кружка предполагает использование в практической части различных видов художественно - продуктивной деятельности: рисования, аппликации, лепки.
Наша работа – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию нравственно-патриотических чувств и духовности. Дети от рождения открыты и отзывчивы. Очень важно научить детей чувствовать себя счастливыми, радоваться жизни, удивляться. То есть, можно с уверенностью сказать, что именно умение жить в общении с другими людьми, учит ребёнка сопереживать, сострадать, радоваться вместе.

Библиографический список

1.       Конвенция о правах ребёнка. Статья 29.
2.       Д.С. Лихачев. «Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре"-М, 2006.
3.       А.В. Юдин. «Русская традиционная народная духовность// Программа «Обновление гуманитарного образования в России» -., 1994.

Сведения об авторе

Борисова Татьяна Алексеевна, заведующий, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звёздочка» города Рославля, Смоленская область, г.Рославль.
zvezdochkarosl@rambler.ru, 8(48134)2-44-74
2017