Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Липатова Т.В. Использование средств адаптивной физической культуры у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Библиографическое описание:
Липатова Т.В. Использование средств адаптивной физической культуры у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.

В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей. Ухудшению здоровья детского населения способствует целый ряд факторов. Среди них наиболее серьезными является неблагоприятная экономическая, экологическая обстановка, а также такие факторы, как стресс повседневной жизни школьников, увеличение количества социопатических семей, медикаментозная агрессия. Большие нагрузки в школе приводят к хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение невротизации детей, дефицит сна, гиподинамия и гипокинезия.

Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов показывают, что ученики специальной коррекционной школы VIII вида особенно нуждаются в повышении двигательной активности.

Исправление нарушений моторики и расширение двигательных возможностей умственно отсталого ребенка являются главными условиями подготовки его к жизни и, в последующем, к физическому труду.

Уроки физической культуры в начальных классах являются важными в общей системе образовательного процесса в школе и направлено на охрану здоровья, формирования у детей интереса и положительного отношения к занятиям физической культурой, на гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:

· Сохранение и укрепление здоровья;

· Развитие физических качеств, накопление и обогащение у младших школьников двигательных навыков и умений;

· Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движений ребенка и его психическом развитии. Известно, что если хорошо развита моторика, то и психическое развитие ребенка в норме. И вот здесь возникает проблема и противоречие в образовательной системе современности.

С каждым годом детей с ослабленным здоровьем не уменьшается. Наоборот, здоровье ребенка ухудшается по всем аспектам: нарушения в умственном, психологическом, физическом здоровье. В чем причина таких негативных тенденций?

Ребенок приходит в школу в 6-7 лет, когда происходит формирование тела, психики, развитие творческих способностей. Этот период наиболее благоприятный для опосредованного развития его интеллектуальных способностей. Необходимо организовать деятельность учащегося и предлагать ему такие виды деятельности как лепка, рисунок, аппликация, способствующие развитию мелкой моторики рук, которая является главным инструментом речи и мышления. Однако, большую часть времени наши младшие школьники проводят за компьютером! Нарушение режима работы за компьютером приводят к снижению зрения, ухудшению осанки, вызывают вялость и болезненное состояние организма. Общеизвестно, что движение формирует мыслительно-речевую деятельность. На наш взгляд, уроки физкультуры способны скорректировать здоровье школьника, «выжить» в среде компьютерных программ. И перед нами стоят такие задачи:

· Улучшить настроение!

· Создать положительную мотивацию;

· Усилить желание двигаться;

· Сформировать потребность выполнять физическое упражнение или принимать участие в спортивной игре;

· «Включаться» в работу не только на уроках физкультуры, но и на других уроках, а также принимать активное участие во внеурочной деятельности: организации спортивных праздников, соревнований и пр.

Бесспорно, любой урок в начальной школе, а особенно в 1-х классах, это спектакль, где учитель выступает в качестве режиссера, а учащиеся – артисты. Первостепенно в самом начале урока задать ритм, которому подчиняется движение, ощущения, речь. Именно поэтому все уроки в первых классах организовываются в игровой форме.Таким образом, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни начинается с формирования … положительных эмоций. Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.

Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.

Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития. Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.

Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.

Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта.К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.

Следует отметить, что среди учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Учитель физкультуры может успешно решать стоящие перед ним коррекционные задачи только в том случае, если он будет вести занятие на основе знания структуры дефекта каждого ученика, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся.

Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.

В школе для детей с нарушениями интеллекта основной формой организации занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной (все части урока взаимосвязаны). Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры. Названные выше приемы и элементы особенно необходимы детям с более сложной структурой интеллектуального недоразвития. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое коммуникативное взаимодействие сильных и слабых учащихся так, чтобы все дети были охвачены вниманием и помощью педагога.

Обязательным для учителя является контроль за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся, что позволит отслеживать динамику развития умственно отсталых учащихся с момента поступления в школу до ее окончания. Для этих целей на каждого ученика школы, начиная с первого класса, заводится паспорт здоровья.

Контрольные нормативы принимаются дважды в год — в сентябре и мае на уроках физкультуры. К сдаче нормативов учащихся должен допускать врач школы.

Важное значение имеет внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию. Она должна строиться, исходя из общих задач программы по физкультуре, включать различные виды физкультурно-спортивных мероприятий с учетом специфики контингента учащихся.

В этом плане особое значение в последние годы приобрела Международная программа «Специальная олимпиада», в которой принимают участие на школьном уровне все учащиеся. Программа предусматривает как тренировки, так и соревнования по различным направлениям и видам спорта. В организации внеклассной, внешкольной спортивной работы учителю следует ориентироваться на программу «Специальной олимпиады». Физическая культура по своей сути, уникальный предмет учебного процесса, который направлен не только на физическое воспитание ребенка, но и на развитие его умственных способностей, расширение словарного запаса, понимание процессов жизнедеятельности организма человека.

Уроки физического воспитания нужно строить таким образом, чтобы учащиеся осмысленно выполняли предложенные им упражнения, пытаясь их словесно осмыслить, проанализировать, при этом осуществляли регуляцию темпа, ритма, координации движения и других двигательных характеристик. Необходимо формировать у учащихся способы контроля и самоконтроля за движениями, использовать мотивационные факторы в достижении целей и задач поставленных перед ними. Следует постоянно объяснять детям сущность и необходимость занятий физическими упражнениями, формировать положительное отношение к ним.

Во время выполнения упражнений происходит сложная нервно-мышечная координация, которая является важной предпосылкой достижения успехов у слаборазвитых детей в области труда, спорта. При этом хорошо формируется осанка, улучшается работа кистей рук при письме. Проведение уроков соревновательно-игровым методом вызывает большой интерес учащихся к урокам физического воспитания. Такие уроки значительно увеличивают эмоциональное возбуждение не только участников соревновании или игр, но и болельщиков. Как правило, это учащиеся, по различным причинам освобожденные от выполнения физических упражнений.

В работе при проведении занятии соревновательно-игровым методом можно использовать разнообразные межпредметные связи.

Главная сущность заключается в том, что все дети должны участвовать в мероприятиях. Чтобы каждый ребенок, даже самый слабый, почувствовал себя непосредственным участником события и, соревнуясь с равными по доступной программе, вынес уверенность в себя, получил удовлетворение.

Своевременное использование системы физического воспитания, как эффективного средства коррекции и компенсации недоразвитых функции позволяет предупредить развитие вторичных отклонений у ребенка. Безусловно, самое удобное средство для коррекции компенсации лучше всего отрабатывать соревновательно-игровым методом. При котором, раскрепощение детей и их отключение от уроков, позволяет вести урок физического воспитания более интересно и с большей производительностью, как для выполнения программного материала, так и для здоровья учащегося.

· Разнообразные двигательные действия, ребенок должен научиться воспроизводить в соответствии с заданными пространственными и временными параметрами, суметь действовать в соответствии с образцом, быстро, ловко, технически правильно.

· Простота и разнообразие легкоатлетических упражнений, возможность заниматься на свежем воздухе, легкость дозировки нагрузки позволяют широко использовать упражнения при занятиях с людьми различного пола и возраста.

· Большое значение для детей с умственной отсталостью имеют спортивные игры, как во время проведения уроков (для закрепления изученной темы), так и во внеурочное время (для общего развития).

· Спортивные игры имеют большое значение в деле коррекции недостатков физического развития и моторики, развития интеллектуальных возможностей детей обучающихся в системе специального коррекционного образования. В любой игре встречаются все основные виды движений - ходьба, бег, прыжки, метание, преодоление различных препятствий, переноска грузов и т.п. Все это способствует развитию внимания, сообразительности, силы, ловкости, быстроты, выносливости, воспитания дружбы и товарищеской взаимопомощи.

· Спортивные игры позволяют корригировать нарушение пространственной ориентировки, координацию и равновесие, оказывают огромное влияние на коррекцию мелкой моторики, координацию движений, точности, развитие быстроты движений, скоростно-силовых способностей. Многие подвижные игры, эстафеты и соревновательные упражнения применимы для всех спортивных игр. На первый взгляд может показаться, что роль соревновательно-игрового метода в учебном процессе незначительна и его использование малоэффективно. Соревновательно-игровой метод это сложная и разносторонняя деятельность, в которой помимо техники владения мячом, требуется высокий уровень развития специальных физических и психических качеств. А для достижения этих качеств необходимо овладевать навыками и совершенствованием различного рода приемов и упражнений. Учитывая специфику коррекционной школы необходимо постепенно развивать у детей способность действовать рационально и осознанно в любой игровой обстановке. Начинать развитие мелкой моторики лучше всего с простых игр.

· Однако спортивные игры имеют свою характерную особенность и специфику, влияющие на подбор соревновательных упражнений. Подвижные игры, используемые в системе массовых школ, не всегда походят для учащихся специальных коррекционных школ. Поэтому игры для развития двигательных качеств учащихся нужно подбирать с большой осторожностью, строго при этом следить за дозировкой нагрузки.

· Следует помнить такой немаловажный фактор, что принципиальных различий в методике обучения и использования спортивных и подвижных игр нет, так как учащийся с недостатком интеллектуального мышления любую спортивную игру с мячом воспринимает, как подвижную. Возможности воздействия подвижной игры на детский организм в известной мере ограничены, так как в подвижных играх меньше движений, чем в спортивных. При подвижной игре действуют упрощенные правила, которые учащиеся специальных коррекционных школ значительно легче воспринимают. Эмоциональность игр создает хорошее настроение. Учащиеся проявляют стремление сыграть как можно лучше, при этом они легко поддаются педагогическому воздействию. По окончании игрового задания учащегося нужно вовремя остановить, и умело переключить его на менее интенсивные физические упражнения, приводящие организм в относительно спокойное состояние.

· Всестороннее воздействие упражнений на системы и функции организма, духовные, психические и физические качества имеют огромное значение в системе начального формирования физической культуры личности младшего школьника с умственной отсталостью.

Нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у умственно отсталых детей двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков – условие активного общего развития, то для умственно отсталых детей физическая культура является вместе с тем и одним из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере. Поэтому привлечение умственно отсталых детей к активным занятиям физической культурой, основанного на пробуждении положительного к ним интереса, должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы школы VIII вида. При этом подчеркнем значение системного подхода к физическому воспитанию детей, направленного на коррекцию их двигательных нарушений и развитие личностных качеств. Для этого широко используются различные средства физической культуры. Но прежде чем использовать весь этот богатый арсенал, олигофрено-педагогу необходимо выделить специфические недостатки и особенности физического развития и двигательных навыков каждого конкретного ученика, так как успешность коррекционной работы с учащимися во многом определяется дифференцированным подходом к детям.

Для оценки степени развития физических способностей мы применили метод антропометрических стандартов, основанный на вариабельности признаков соматического развития, который позволяет при дифференциации учащихся на типологические группы использовать показатели развития двигательной сферы, а также данные клинических исследований. И только на основании строгих данных первичной диагностики необходимо планировать коррекционно развивающую работу с детьми.

Правильно спланированные уроки физической культуры позволяют сочетать физическую деятельность с умственной: детям необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний учителя. Побуждение учащихся к ответам на вопросы способствует осознанию двигательных действий и вместе с тем – развитие речи, кроме того, обогащению словесного запаса.

Коррекция и развитие движений умственно отсталых школьников являются не только целью занятий физкультурой, но и необходимым условием успешного осуществления физического воспитания в целом. «Последовательное развитие двигательных возможностей учащихся позволяет обогащать арсенал физических упражнений и, благодаря этому, решать все более сложные задачи образовательно-воспитательного и коррекционно-развивающего характера».

Библиографический список

1. Азбука здоровья / Сост. Г.И. Гербцова. Федеральная программа "Дети России", подпрограмма "Дети-инвалиды", 2012 г. Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленберга.

2. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. // Школа здоровья. – М., 2008. - №1. – с. 17.

3. Бабенкова Р.Д., Юрковский Б.И., Захарин В.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1977.

4. Бабенкова Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания. М., 1963.

5. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Уч. пособие. – М., Высшая школа, 2006. – 255 с.

6. Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы // Дефектология, 1991. - №2.
2024