Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Мусатова Г. А. Конкурсное движение WorldSkills как важный аспект подготовки конкурентоспособного выпускника

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


Современная образовательная ситуация требует от студентов активного овладения профессиональными компетенциями, знаниями и умениями и постоянного их совершенствования.
Конкурсы профессионального мастерства по стандартам WorldSkills является одним из эффективных средств самореализации и самосовершенствования для студентов. Они являются одним из факторов, способствующих развитию творческих способностей, воспитанию любви к выбранной профессии, умению быстро реагировать на возникшие проблемы, умению быть гибким в рабочих ситуациях.
Каждый конкурс профессионального мастерства направлен на включение студента в процесс практической работы, развитие способностей не только использовать готовые знания, но и получать их в процессе приобретения нового опыта. В ходе подготовки и участия в конкурсе студент:
·          организовывает собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения;
·          анализирует рабочую ситуацию, осуществляет оценку и коррекцию собственной деятельности и несет ответственность за результат своей работы;
·          ищет информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач;
·          работает в команде, эффективно общается с коллегами, руководством; подготавливает производственное помещение и поддерживает его санитарное состояние;
Требования к процессу подготовки рабочих кадров диктуют технологические процессы, оборудование и финансовые возможности. Профессиональное образование направлено на освоение различных видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС по профессиям и специальностям. Каждая профессия включает несколько видов профессиональной деятельности, включающие перечень профессиональных компетенций. Степень сформированности профессиональных компетенций даёт представление об уровне квалификации выпускника как специалиста, которая оценивается в ходе экзаменационных испытаний, условия которых адаптированы к конкурсным заданиям Национального чемпионата рабочих профессий WorldSkills.
Во время прохождения конкурсных испытаний чемпионата каждый участник попадает в условия, максимально приближенные к условиям инновационного производства. Для работодателя выгодней получить готового специалиста, нежели оплачивать его переобучение. Для того, чтобы работодатель получал специалиста того уровня, который им необходим, надо «запустить» цепочку «профессиональное образование - производство». Именно поэтому, перед педагогическими работниками колледжа встаёт проблема: как превратить традиционное обучение в живой процесс развития личности, способной самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, используя новые педагогические технологии.
Чемпионат рабочих профессий WorldSkills способствует развитию интереса в области инновационных технологий и приобретению практических умений и навыков студентами.
Участие в подобных конкурсах – хорошая возможность сформировать:
·          инициативность и творческий подход к трудовой деятельности;
·          умение использовать методы творческой деятельности для решения технологических задач;
·          понятие трудовой и технологической дисциплины, ответственное отношение к процессу и результатам труда; креативность и толерантность;
·          творческое мышление; способность к самостоятельному поиску и решению практических задач.
Проведение Национального чемпионата рабочих профессий WorldSkills стало отправной точкой для проведения многочисленных подобных мероприятий различного уровня: внутри группы студентов, городских и региональных конкурсов, олимпиад и фестивалей профессиональной направленности. По итогам таких конкурсов выбирается действительно лучший студент для представления своей профессии на Национальном чемпионате, что в свою очередь подталкивает остальных участников стремиться улучшить свои результаты и показать высший уровень в следующий раз.
Подготовка к участию в конкурсах профессионального мастерства - это новый шаг к развитию исследовательской деятельности студентов, базирующейся на знаниях компьютерных технологий управления техническими устройствами. Что влечет в свою очередь положительную динамику развития технического творчества, познавательной, информационной, коммуникативной компетенций, а также формирует готовность студентов к применению имеющихся знаний в различных ситуациях.
Конкурсное движение способствует профессиональной адаптации в современном обществе и делает смену учебного пространства на поле профессиональной деятельности для выпускников максимально комфортной и безболезненной, а также становится хорошим фундаментом для профессионального роста в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, участие в конкурсе профессионального мастерства требует большой подготовки и психологического напряжения со стороны участников конкурса, но такие конкурсы реализуют важные цели – студенты начинают осознавать, чтобы быть успешным, достичь вершин профессионализма, необходимо постоянно стремиться к саморазвитию и повышению уровня своего мастерства.

Библиографический список

1.       Статья «Как повысить престиж рабочих профессий» http://club.mon.gov.ru/discussions/6
2.       Марданов М.В. Опыт внедрения в содержание профессиональной подготовки студентов требований стандартов WorldSkills // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 5 сент. 2017 г.)
2022