Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Анпилогова Л.А. Как подготовить обучающихся к итоговому сочинению в 11 классах

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


В декабре все выпускники одиннадцатых классов пишут итоговое сочинение, которое является допуском к сдаче ГИА. Поделюсь своим опытом по подготовке к данному сочинению. Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Сочинение должно быть последовательным, логичным и с продуманной композицией. Чтобы оно соответствовало требованиям, его нужно писать по определенному плану (структуре). Важно помнить, что основная часть сочинения должна быть больше по объему, чем вместе взятые вступление и заключение. Тезис может быть только один, если этого достаточно для раскрытия темы и достижения необходимого количества слов в тексте. Я считаю, что лучше всего формулировать две пары «тезис + аргумент».
В этом году я нацеливала обучающихся на написание сочинения по темам:
I. «ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА». Работая по данной теме, можно рассуждать о верности и измене, как противоположных проявлениях человеческой личности. Возможно их рассматривать с философской, этической, психологической точек зрения, обращаясь к своим жизненным примерам. Также можно проанализировать и литературные примеры. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора, как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
Верность и измена в любви.
1.А.С. Пушкин, "Евгений Онегин". Татьяна, несмотря на любовь Онегину, остаётся верной своему мужу.
2.Л.Н. Толстой, "Анна Каренина". Анна, изменив своему мужу и уйдя к Вронскому, вскоре поняла, что и здесь счастья не находит. Потеряв мужа и сына в результате своего поступка, она понимает, что обратного пути нет.
3.А.Н. Островский, "Гроза". Для Катерины изменой становится уже то, что она влюбляется в человека, который не может стать её мужем. "Подумать - уже согрешить".
4.И.А. Бунин, "Тёмные аллеи". Героиня рассказа, Надежда, на всю жизнь сохранила глубокое чувство любви к Николаю. Для него же это было лишь мимолётное увлечение, и только через много лет он понял, что "счастье было так возможно, так близко".
Верность и измена Родине, народу, воинскому долгу.
1.Н.В. Гоголь, "Тарас Бульба". Младший сын Тараса Бульбы из-за любви к полячке переходит в стан врага. Сам же Тарас даже перед лицом смерти сохраняет верность Родине и казачеству.
2.В. Быков, "Сотников". Перед лицом смерти Рыбак предаёт своего товарища и становится предателем и убийцей. Сотников же сохраняет чувство собственного достоинства и думает о том, чем он мог бы помочь людям, обречённым на казнь, как он считает, по его вине.
3.М.А. Шолохов, "Судьба человека". Андрей Соколов даже в плену сумел сохранить стойкость, мужество и верность Родине. Он стремиться вырваться из плена и вновь встать в ряды борцов с фашистами, и это ему удалось. В этом же рассказе мы видим и пример предательства, когда один из солдат готов выдать немцам командира ради спасения собственной жизни.
3. Верность и измена идеалам и убеждениям.
1.А.С. Грибоедов, "Горе от ума". Несмотря на осуждение Чацкий сохраняет свои убеждения и осуждает нравы, царящие в фамусовском обществе: чинопоклонство, лесть, зависть.
2.А.С. Пушкин, "Капитанская дочка". Пётр Гринёв остался верен наказу отца «беречь честь» и отказывается от предложения Пугачёва перейти на его сторону. А вот Швабрин с лёгкость изменяет присяге, данной императрице.
3.А.П. Чехов, "Ионыч". Мечта молодого врача Дмитрия Ионыча Старцева верно служить людям сменяется меркантильным желанием иметь как можно больше денег, быть богатым. Это приводит к духовному обнищанию героя.
4. Верность животных человеку.
1.Г.Н. Троепольский, "Белый Бим Чёрное ухо". Верность своему хозяину, который оказался в больнице, заставляет Бима отправиться на его поиски. Через многие испытания пришлось ему пройти, но любовь и преданность вели его по трудному пути.
2.А.П. Чехов, "Каштанка". Каштанке, потерявшейся на улице, хорошо жилось у нового хозяина. Однако при первой же встрече с прежним хозяином она, не раздумывая, бросилась к столяру и его сыну и с радостью вернулась домой, хотя здесь было менее сытно и спокойно.
II. «РАВНОДУШИЕ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ».
Темы данного направления нацеливают обучающихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру. Безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь. Также искренняя готовность разделить с ближними его радости и беды, оказать им бескорыстную помощь.
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
Для темы "Равнодушие и отзывчивость" подойдет множество произведений А. Чехова. Здесь можно рассуждать об отношении героев к саду Раневских ("Вишневый сад"), "Дело N", где изображено равнодушие мужа к своей жене и трагический финал как следствие такого обращения.
Произведение "Чайка" подойдет для размышления о равнодушии и отзывчивости в любви. О детстве и равнодушных взрослых поможет написать произведение Антона Чехова под названием "Ванька". Хорошей иллюстрацией темы "Равнодушия и отзывчивости" становится "На дне" М. Горького. Тема равнодушия и отзывчивости хорошо представлена в русской и зарубежной литературе.
III. «ЦЕЛИ И СРЕДСТВА».
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства её достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
Предлагаю взять в качестве примера произведение "Преступление и наказание" (Достоевский). В нем главный герой - молодой человек под фамилией Раскольников, имеет четкую цель - заиметь деньги, но средства выбирает для этого нечестные, аморальные. Так, он убивает старушку при помощи топора. Но при этом Раскольников пытается оправдаться в глазах самого же себя, выстраивает философию, исходя, из которой получается, что он вовсе не виноват. Мое любимое произведение - это "Мартин Иден" (Д. Лондон), в нем главный герой ставит себе цель - во что бы то ни стало стать умнее, образованнее. Он старается идти к своей цели изо всех сил, на последние деньги, покупая книги. Средства он выбирал достойные, правильные, хоть и далось достижение цели Мартину очень тяжело.
Обязательно в жизни каждого человека должна быть цель, но только хорошая, и он должен стремиться к ее достижению, только правильным путем.
IV. «СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ».
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли. Малодушие, трусость, к сожалению, свойственны в большей или меньшей степени каждому, но человек может и должен подавлять в себе эти отрицательные качества ради других, ради высокой цели, ради Родины и ради того, чтобы не терять своего лица и собственного достоинства. Жизнь часто подбрасывает нам ситуации, в которых проявляется или наша трусость, или смелость. И в произведениях художественной литературы достаточно много примеров, иллюстрирующих эти два противоположных человеческих качества личности.
Так, малодушие Евгения Онегина из поэмы А. С. Пушкина в конце концов приводит к тому, что он стал причиной смерти Ленского. А в другом произведении этого же автора ("Капитанская дочка") Гринёв олицетворяет смелость и силу духа, которая основывается на твёрдом представлении героя о чести. Смелость и трусость всегда будут идти бок о бок с разумным человеком и его решениями и поступками. Для направления Смелость и Трусость можно взять следующий список произведений классической литературы:
• Пушкин "Капитанская Дочка"
• Толстой "Война и Мир" "Кавказский Пленник"
• Шолохов "Судьба Человека" "Тихий Дон"
• Булгаков "Мастер и Маргарита" "Собачье Сердце"
• Васильев "А зори здесь тихие..."
• Горький "Старуха Изергиль", третья часть, легенда о Данко
На самом деле, в культуре очень много ярких примеров проявления и смелости и трусости - на войне, в бою, также - по отношению к другим людям в мирных ситуациях. Зачастую герой произведения боится или самого себя, или социального осуждения, например как главный герой Темных Аллей Бунина. И наоборот, многие проявляют решимость и стойкость перед лицом опасности, как офицер Долохов в Войне и Мире Толстого, или Алексей Соколов, главный герой произведения "Судьба человека". Как смелость, так и трусость может выражаться абсолютно по-разному, но суть этих проявлений все равно одна.
V. «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО».
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Думаю, в каждом произведении литературы можно найти примеры связи и взаимовлияния общества и человека. Тема сложна и разнообразна. Социальную подоплёку и историзм произведений искусства можно изучать долго и глубоко, но наша задача выбрать несколько произведений, которые наиболее полно и ярко иллюстрируют, как влияет общество на судьбу отдельно взятого человека или группы людей, как человек проявляет себя в качестве члена общества, может ли он повлиять на жизнь, изменив общество. Можно приводить примеры и с произведений мировой классики, и русской литературы. Р. Бах "Чайка Джонатон Ливингстон" - о противостоянии "белой вороны" обществу, о инакомыслии. Д. Дефо "Робинзон Крузо" - о необходимости человеку жить непременно в обществе; У. Теккерей "Ярмарка тщеславия" - о том, как по-разному могут вести себя люди в обществе и добиваться своих целей; Н. Гоголь "Тарас Бульба" - о предательстве общества человеком; М. Булгаков "Собачье сердце" - о том, как влияет идеология на общество в целом, о "булгаковской" разрухе и т д,; В. Голдинг "Повелителей мух - о том, как формируется общество вдали от цивилизации на примере детского коллектива; о поведении человека в обществе в таких условиях. А. Чехов "Толстый и тонкий" - о том, как меняется поведение, когда рядом оказывается почитаемый обществом человек.
В произведении И. Тургенева "Муму" мы видим то, насколько сильно идеи общества могут влиять на сознание человека, на какую жертву он способен пойти ради того, чтобы не выбиться из привычной колеи. Крепостничество лишило человека права на любовь, свободу выбора: так, Герасим отказывается от любимой женщины, топит несчастную собаку, которая стала ему другом, только лишь потому, что так велит его хозяйка-барыня. Нездоровое общество мы наблюдаем также в произведении "Горе от ума", но там находится человек (Чацкий), который бросает вызов обществу, он заражен свежими, передовыми идеями, он не согласен с тем, что творится в обществе.
Самое главное - это найти интересную для себя тему, произведение и определиться, в каком ключе писать, чтобы было самому интересно.
При работе над сочинением очень помогают стандартные наборы фраз – клише, которые мы разрабатываем вместе с обучающимися.
Для вступления
Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
« Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
Для формулировки проблемы
Можно понять, что автора глубоко волнует тема…
Эта проблема не может оставить равнодушным современного человека. Это подтверждает и автор…
Проблема, рассматриваемая автором, заключается…
Что такое дружба? Какую роль она играет в жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…
Для комментариев
Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
Вопрос о.... никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…
Для отражения авторской позиции
Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко…
Автору удалось убедить читателя в том, что…
В произведении доказана мысль о…
Хоть автор и несколько размыто выражает собственную позицию, но логика текста способна убедить читателя…
Для выражения собственного мнения
Я вполне согласен с точкой зрения автора…
Не могу полностью разделить мнение автора…
Нельзя не согласиться с вескими доводами автора по поводу…
Мне близка позиция повествующего…
Для аргументов
Жизненный опыт: часто приходиться сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…
Для вывода
После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь…
Автор стремился показать... Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…
В качестве клише для сочинения учу использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы, но в умеренном количестве и гармонично вписанные в основной текст.
Мои обучающиеся написали итоговое сочинение в 2017 году – 100% зачет.
Анпилогова Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов», Россия, Республика Хакасия, город Сорск.
Телефон: 89235804118, krom2014@yandex.ru
2018