Цель: создание условий для формирования эмоционального интеллекта.
Задачи:
2. Уточнить и систематизировать знания детей об основных эмоциях человека;
3. Развивать способность распознавать и интерпретировать различные эмоции коммуникативные навыки, развивать зрительную память, связную речь;
4. Воспитывать культуру общения.
Предварительная работа: беседы об эмоциях, чтение сказок Карнелии Спилман из серии полезные сказки, соответствующие ФГОС, рассматривание картиной из серии сказок Корнелии Спилман с комментариями воспитателя, коммуникативные игры и упражнения для формирования эмоционального интеллекта, чтение сказок о медвежонке Билли Бубу, разучивание физкультурной минутки про Билли Бубу, поясняя, что Билли Буду – это сказочный медвежонок.
Текст физкультурной минутки
Жил да был Билли Бубу
Повернемся мы по кругу (кружимся)
Он любил рисовать
На носочки нужно встать. (встаем на носочки)
Рисовал он красками
Поморгаем глазками. (моргаем)
То цветочек, то дома (изображаем руками цветы, крышу дома)
Руки ставим на бока. (ставим руки на бока)
А еще карандашами.
Мы потопаем ногами. (топаем ногами)
Билли Бубу взял альбом
А теперь бегом-бегом. (бежим на месте)
Остановимся подышим. (глубоко дышим)
Билли Бубу нас не слышит. (руки к ушам)
И не видит, (руки по очереди ставим козырьком над бровями)
И не знает (указательным пальцем слегка стучим по голове)
Он эмоции считает.
10 пальчиков покажем (сжимаем и разжимаем ладони, растопырив пальцы)
Билли Бубу мы подскажем: (садимся на ковер и зажимая пальчик перечисляем эмоции классификация К. Изорда)
Интерес-волнение, радость, удивление,
Горе, гнев, страх, отвращение,
Стыд, вина и презрение.
Оборудование и материалы: записка с текстом-приглашением, ватман, цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки, клубок ниток, посадский платок или большая ткань для игры «Вспомни, не глядя».
Персонаж: медвежонок
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня я шла на работу и нашла у нас в дверях записку. Сейчас Вам ее прочту. «Дорогие друзья. С превеликим удовольствием приглашаю вас всех ко мне в гости на именины, которые состоятся в среду 16 по адресу, сказочная страна, город Веселкин, улица Лесная, дом 3. Ваш друг медвежонок Билли Бубу»
Воспитатель: ну ничего себя! Нас пригласили в гости! Так в какой день мы пойдем в гости? В среду! А сегодня у нас что?
Дети: среда.
Воспитатель: значит нам уже пора собираться. Но мы же не моем пойти в гости с пустыми руками? Тем более у Билли Бубу именины, а значит нам нужен подарок. Что будем дарить Билли Бубу?
Дети предлагают варианты.
Воспитатель: Давайте вспомним все, что мы знаем о Билли Бубу, ведь мы много знаем об этом медвежонке. Что Били Бубу больше всего любит?
Дети отвечают (из физкультурной минутке и сказок о Билли Бубу дети знают, что он любит рисовать)
Воспитатель: раз Билли Бубу любит живопись, давайте ему нарисуем открытку? (берем ватман и на ватмане коллективно рисуем.
Воспитатель: отлично, теперь, когда подарок готов, мы можем отправляться в путь. Куда нам идти?
Дети отвечают.
Воспитатель:
мы идем по кругу, по кругу, по кругу,
несем подарок другу, другу другу
мы идем в сказку, мы идем лесом
Стоп! (дети закрывают глаза)
Выходит медвежонок Билли Бубу
Билли Бубу: Ура! ура! Как я рад, наконец-то вы пришли мои друзья! Я Билли Бубу! А ты кто? (медвежонок здоровается и знакомится очень быстро с каждым ребенком)
Воспитатель: Билли Бубу, мы получили от тебя приглашение на именины и сразу пришли. И у нас есть для тебя подарок! Вот!
Билли Бубу: Ух ты! Это так здорово, так приятно! Откуда вы узнали, что я люблю рисование?
Дети отвечают:
Воспитатель: А знаете, о чем я сейчас подумала? О таком понятии, как дружба! Мы постоянно говорим «друзья, друг, дружить». А что же такое дружба?
Дети отвечают.
Билли Бубу: у меня есть лучший друг! Это лисенок Черныш. Мы с ним часто играем вместе, любим рисовать и читать книги.
Воспитатель: значит друзей что-то объединяет, общие интересы, увлечения.
Давайте сейчас поиграем в одну игру. У меня есть клубочек, мы сейчас с вами сплетем паутину дружбы. Я берегу один конец ниточки, наматываю его себе на ладошку, говорю Я дружу с Василисой, потому что она любит читать книги, так же как и я и кидаю ей клубок, Василиса, наматывает себе на ладошку нитку и кидает клубок Еве, говори «Я дружу с Евой, потому что…» и так далее.
(когда паутина дружбы будет закончена нужно сказать, посмотрите, оказывается мы все друг с другом связаны уже не понятно кто был первый, кто второй. А сейчас попробуем избавится от нашей паутины (дети рвут паутину) Вот так, ребята, дружбу можно и разорвать, если вести себя неправильно, ссорится.
Воспитатель: бывает такое, что друзья ссорятся? Из-за чего могут поссорится два друга?
Билли Бубу: Мы с Чернышом однажды поссорили, потому что я испачкал его книгу красками, не специально, по неосторожности, то Черныш на меня рассердился и ударил меня прямо в плечо, я не стерпел и тоже ударил Черныша.
Воспитатель: какой кошмар? И что же было потом?
Билли Бубу: потом мы помирились.
Воспитатель: ссорится, конечно, плохо, но мы часто ссоримся со своими друзьями, потому что бываем не сдержанными, не умеем правильно злится, обижаемся, ревнуем, завидуем от этого, как правило одни неприятности.
Отгадайте о каком чувстве говорится в этих стоках
***
Со своей подругой Людой
Разговаривать не буду,
Потому что у нее
Платье лучше моего. (печаль, гнев - зависть)
***
Я с Мариной и Еленой не хочу больше играть
На скакалке они скачут 10 раз, а я лишь 5. (печаль, гнев - зависть)
***
Мы поссорились с Сережей
Я не помню почему
Помирится бы, хотелось
Но я первым не пойду.
Мне без друга одиноко
Совсем не с кем поиграть
Приходи скорей Сережа,
Я готов тебя прощать (гнев, печаль - гордыня)
***
Укушу за палец Степку, чтоб не брал мою машинку
Отлуплю еще я Мишку, чтоб не брал мою резинку.
Мячик мой не дам Олегу и Роману не дам мяч.
Для меня его купили, нечего чужое брать. (гнев - жадность)
***
Мама мне купила платье и красивые носки
Я теперь красивей Кати и наряднее, чем ты! (радость - гордыня)
Воспитатель: если человек часто испытывать зависть, жадность, гордыню, злость, то эти эмоции могут перерасти в чувства, а чувства в качества человека, стать чертами его характера и такой человек будет жадным, высокомерным, завистливым, злым. А с таким человек дружить совсем не хочется. Правда? Кому хочется иметь злого друга? А жадного?
Дети отвечают.
Воспитатель: когда я была маленькой мне очень нравилась одна песенка про дружбу, мы пели ее на уроках музыки в начальной школе. Я хочу, чтоб вы ее послушали, и мы вместе под нее потанцуем. (дружба крепкая, не сломается)
Билли Бубу: Это очень хорошая песня! Она про меня и про моего друга Черныша!
Воспитатель: Билли Бубу, а ты хорошо знаешь своего друга?
Билли Бубу: конечно! Я знаю о Черныше все! И сколько ему лет, и как его зовут и что я его самый лучший друг, а он мой!
Воспитатель: Ребята, а вы хорошо знаете друг друга?
Дети отвечают.
Воспитатель: вот сейчас мы это проверим. У меня здесь есть платочек! Я иду, иду, иду, всех проверит вас хочу. (прячу под платочком одно из ребят и задаю вопросы детям: кого я спрятала? Как его фамилия? Сколько ему лет? Какого цвета у него глаза, волосы, футболка?) Играем 5-7 раз.
Воспитатель: ой, ой-ой, мы тут уже засиделись, а ведь нам пора к себе в детский сад. Спасибо, дорогой Билли Бубу, что пригласил нас к себе в гости! Нам у тебя очень понравилось. И мы ждем тебя с ответным визитом! До свидания.
Мы идем от друга, от друга, от друга,
Мы идем по кругу, по кругу, по кругу
Стоп! Вот мы и в нашем садике!